Перейти к основному содержанию

Ирония Виты или аналитика с лёгким баттхертом

Author: Dr PSX / Дата: ср, 2015-07-15 23:04 / Тэги: Nogaems:)
Analytics

 

Моралфаге внимане, статья содерже нехороше слове!

Чудесное время переживает индустрия. Анонсируют римейки и продолжения легендарных игр. Старания эмусцены позволяют нам играть на телефонах в легендарный Dreamcast, Gamecube, в портативные платформы седьмого поколения, в перспективе и гигантскую библиотеку PS2. Microsoft решается сделать ребут своей первой консоли, при этом превратив её в ТВ приёмник с дизайном олдового VHS проигрывателя. Отдав дань уважения ящерам, они прислушиваются к фанатскому названию Xbox 720 и хоть саму консоль называют Xbox one, то в соответствии с желаниями поклонников и почтению Xbox original - решают делать игры в 720р, как на старой доброй консоли, проложившей Майкрософт путь в консольный мир, ведь в oneP играть бы точно никто не стал. Кажется меня унесло от темы, ох иксбокс иксбокс.


Вернёмся в 2011, год, разбудивший коммуну поклонников Neo-Geo, внезапным, из ниоткуда взявшимся анонсом NGP. Кто бы вы думали стоял за возрождением Neo-Geo Pocket? Естественно - Sony. Wait, what? Однако на деле январьская новость оказалась демонстрацией наследника PSP, а кодовое имя было всего лишь троллингом олдскул-геймеров. Но жизнь, как известно, имеет чувство юмора и когда Сони назвала свою новую портативку Витой, судьба решила пошутить, ударившись в припадок иронии.

Для начала вернёмся в прошлое. PSP вышла в декабре 2004 на просторах Японии. Спустя 2 месяца появилась она и в США. Корпорация называла её Walkman 21-го века. После айпода, никого нельзя было удивить портативной цифровой музыкой. Но вот способностью портативной игровой консоли проигрывать видео на 4.3" экране (по качеству окунающий дисплей на 3DS XL в ведро с останками Барраяра, после публикации оценочек Ордера на мете) с форматом 16:9 - ещё бы! Как для хэндхелда, PSP обладала внушительными характеристиками, немного уступающими Playstation 2, находившейся в расцвете сил, в связи с чем активно пошли в ход порты, а в будущем даже с PS3. Максимум что было мощного на рынке до момента выхода PSP - Nintendo DS с производительностью на уровне первой Playstation. Gizmondo вышла чуть позже и с треском провалилась в небытие.

Взгляд девушки, узнавшей что у тебя 12 декабря уже есть Playstation Portable

Консоль имела привод для проприетарных мини-дисков, объёмом 1.8 Гб, что позволяло создавать полноценные, полностью озвученные игры с качественными видеовставками, уровня домашних консолей. Карты памяти так же были производства Сони. Аккумулятор служил не очень долго, 5-6 часов, против ~20 часов у DS Lite. Итого, на первый взгляд, хардварно консолька имела аналогичную ситуацию сегодняшней Вите, помимо долгожданного второго стика, тачскрина, тачпада и гироскопов, кои по идее должны были дать больший простор разработчикам.
Так что же стало причиной непопулярности Витюни? Давайте пройдёмся по критериям чтобы дать адекватную оценку ситуации.

Цена


PSP на старте была дороже DS на 100 US$, но это и не удивительно, учитывая какие возможности предлагала консоль на то время. В случае с витой, хоть она и имела одинаковую с 3DS стоимость, только вот первая вышла уже когда Нинтендо сделала прайсдроп. Проблема же заключена в самой портативке. Если ЗЫЗа на 2005 год оправдывала свою цену, была медиа-монстром технологического плана, то Вита - типичный смартфон с собственной осью и уже УРЕЗАННЫМ функционалом. В своё время на просторах России скупали ЗЫЗки для просмотра камеди-клаба и игр для первой соньки, бум которой как раз опоздал и пришёлся на двухтысячные, да и кто не хотел иметь PS1 в кармане? Это была ohooyet машинка, сравнимая по своей крутоте разве что со статусными айфонами. А что Вита? Анально ограничилась геморным контент менеджером, браузер хоть и несравнимо лучше PSPшного убожества, стал поддерживать HTML5, но по прежнему он кривой и тормознутый, сливается даже перед дефолтным на андроиде. Экран не впечатляет ppi, разрешение 544p, против обыденных для смартфонов 720p и больше. Никому не нужная, ещё более дорогая версия 3G с ограничением в 30 мб? Серьёзно?

Носители информации


UMD - уникальный для PSP формат дисков. По очевидным причинам, не самое лучшее решение для портативной техники, зато гораздо дешевле флеш-памяти на момент релиза консоли. Однако протолкнуть его как очередной формат (привет betamax, minidisc) не удалось, хотя вышло несколько фильмов. На DS царили картриджи, но в основном смехотворного объема в 32-64мб, там если и встречалась озвучка, полноценная музыка и особенно видео - всё это добро было пожато с силой сумоиста, упавшего на анорексичку с сонинебоскреба. Не так много игр позволяли себе 256мб и тем более 512.


PS Vita Game Card - обычная плоская флеш-память, если присмотреться на обратную сторону с контактами - подозрительно напоминает memory stick.


Как видим, в этом плане стало лучше. Теперь сравним карты памяти.


На PSP - проприетарные карты памяти. На вите тоже. Правда есть одно НО! Как же без НО! Без НО! не бывает говНО, без него будет просто "гов", прямо как собачка "гав"! А мы ведь не хотим быть собачками, не так ли? К чему это я веду, семейство Мемори стиков, хоть и было проприетарным, по крайней мере оно имело применение в ряде устройств, таких как цифровики, видеокамеры и подобное. Да и поначалу они использовались только для сейвов и системной информации, цифра пошла несколько погодя. При этом полным ходом продавались подделки с более низкой ценой, а ещё позже создали переходники для MicroSD. Вот теперь возьмите и представьте кровоточащие аналы сониответственных в этой сфере и подгоревшие седалища их сонируководства. Естественно, данная ситуация, наряду с финансовой задницей по большинству веток бизнеса корпорации, заставила пойти на создание оверпрайснутой вита-онли карточки, там уже никакой переходник не вставишь и судя по всему, хер подделаешь, но если бы с финансами было ок, вполне могли бы использовать те же мемори стик М2, почти тот же размер.
Видимо у сонецарства мёртвый аналитический отдел, потому что любой трезвый финансист-первокурсник скажет, что это поступок ебланский и аукнется буквально в первое полугодие.

Функционал и обратная совместимость


Обе консольки, из коробки, помимо игр умеют музыку, видео, картинки, онлайн функции по wifi. В случае с PSP медиа-функции были актуальны и приятны, что до сегодняшних дней, когда у всех в кармане смартфон, в сумке планшет, на витяше это воспринимается как должное, обыденное и не является чем то востребованным. На Vita можно поставить приложений, но опять же, гораздо удобнее и быстрее использовать для этого телефон. На Nintendo 3DS нет приложений фейсбука, твиттера и т.п., ни один мариобой от этого не вскрыл себе вены.


На вите так же появился тачскрин, что ожидаемо и привычно в современных реалиях. Сзади у консольки расположился тачпад, потенциал которого раскрывать не спешат, а учитывая выход Vita TV, то и подавно. Гироскоп постигает участь его брата в ДШ3. Компас, пфф. Вроде бы всё, да? Ан, нет! Встречайте, две встроенные камеры. По 0.3мр. 2012 год. Да. Просто... NAHOOJA?! Гораздо логичней был подход в PSP. Нужна камера? Докупи дополнительный модуль, имеющий, как ни странно, 1.3мр. Позже вышли урезанные до 0.3 камеры, находившиеся в комплекте с играми их использующими. Игр было около 7 штук. Т.е. сложно назвать подобное успехом, а исключительно нишевым продуктом.


Самое главное, что разумно было изначально ожидать ещё у PSP, или как минимум в одной из её ревизий – второй стик. Можно отметить наличие тачскрина, но его важность на практике оставляет желать лучшего и заточка игры под него – убьёт совместимость с Вита ТВ. Остальное же – мусор, не по праву занимающий внутреннее пространство консоли и увеличивающий её стоимость. И тот же OLED экран, мало того, что недолговечен, так ещё и зеленит чёрный цвет. В слимке приняли решение поставить бюджетный LCD, похоронивший насыщенность цветов и яркость. Абсурдность ситуации заставляет пробить головой стену. Только вдумайтесь, у компании, продающей дорогие и качественные телевизоры, ни в одной из ревизий их двух портативок нет качественного экрана. Первые две модели зыз страдали долгим временем отклика (оставался призрачный шлейф за движущимися объектами) и холодными цветами, 3000 и Go оборудовали экранами с быстрым откликом и расширенным цветовым пространством, но по какой то невообразимой причине получили хардварный интерлейсинг, бюджетная зыза Стрит получила нормальное время отклика, без интерлейса, но так же ушли сочные цвета и проебали углы обзора, не говоря уже о прочей кастрации.


Среди очередных «новшеств», органы управления стали ещё меньше. Прямо как у DS/3DS. С какой целью это было сделано? Пусть у нинтенды так, их продукция больше ориентирована на детей и подростков. Но Сони? Те, кто войдя на рынок со своей первой консолью, разгромили стереотип, что игры для детей, затянув в свои ряды в большинстве взрослую аудиторию. У мужиков бывают такие руки, что одним пальцем жмут сразу 4 кнопки на вите. Аргумент портативности тут не прокатит, карманы не подходят для ношения столь крупных устройств, а чего то вроде GBA SP, Micro, iPhone, или на крайняк DS lite/DSi. Надо понимать, далеко не все носят обмундирование Вассермана.


Не обошлось у Виты и без лишней, не используемой части железа. Я говорю о дополнительном разъеме для периферии, исчезнувшем в слим-версии. На PSP-1000 был ик-порт, но там хотя бы хоумбрю заставило его работать, на случай если сонидаун потерял девственность пульт от ТВ, он мог использовать в качестве него свою фатку. Рискну предположить, что у нашей тонущей портативки к разъему подключался бы кабель для выведения изображения на телевизор, что не рушило бы совместимость с софтом, но куда выгоднее втюхать отдельный девайс, чем выпустить дешевенький кабелёк и разрешить подключать геймпады от домашних консолек, для того же стрима с PS4/облака. Вот и получили, из за жадности сони, огрызок от портативки, на котором, грубо говоря, в половину игр нипаиграть и наиболее печальное - в это число входят и некоторые эксклюзивы платформы, особенно анчик.


Наконец, mothafuckin' BACKWARDS COMPATIBILITY.


Nintendo 3DS – абсолютный чемпион. Консоль полностью хардварно совместима с невероятно успешной предшественницей, вставил и играй, даже регион старых игр не важен. Факт, конечно же, поспособствовал её взлому, однако на продажах это не отразилось.


PS Vita – соснула. Привод, само собой, никто бы не засунул в неё, но это и убило совместимость с физическими копиями. Да, есть вариант купить в цифре. Но будем реалистами – в цифре есть не все игры с PSP. Более того, не все из доступных можно скачать через виту. Для некоторых нужно иметь PS3, чтобы скачать туда и лишь потом скинуть с неё на портативку. Это. Блять. Что. За. Хуйня? Да нет, это на самом деле пиздец! А я не хочу пиздец, у меня хуец. Почему Сони пытается сделать из меня Фемшепку?


Как плюс, можно выделить наличие PS one классики. Однако Sony настолько ленивые хуесосы, что не могут элементарно выделить мелкий сервак, залить туда все исохи PS1 и дать возможность купить любую игру с её обширной библиотеки, вместо этого у нас есть подборка наиболее попсовых игорей и то далеко не всех. Или может она не любит деньги? А ведь управление виты очень подходит для полноценной игры в старые хиты. PSP имела всего один стик и заменить L2, R2 было нечем, а тут тебе и тачскрин и тачпад.


Уж чего больше всего ждали – совместимость с PS2, этот шаг реально бы помог вите продаться больше, но кто слушает свою фанбазу, неправда ли? Тогда и разработчики узрели бы перспективу, не так страшно было бы выкатывать эксклюзивы. На практике же получился заколдованный круг, консоль не хотят покупать, потому что мало эксклюзивов, а их в свою очередь не делают разработчики, потому что проджаев тонет. Вдобавок, ситуацию усугубляет цена консоли и карт памяти. Но давайте вспомним PS3. 599US$, ногеймс на старте, архитектура нарочито усложнена, от чего страдала мультиплатформа первые года. Вышел такой духовный наследник Сега Сатурн. И Сони, взяла проблему в свои руки, как настоящий мужик и исправила ситуацию. К конкуренту был применён знаменитый «attack its weak point for massive damage», а конкретно – эксклюзивы, бесплатный онлайн, PS plus. И даже не надо иметь подписку чтобы юзать браузер, ютуб и VOD-сервисы, за кои уже оплачена своя подписка. Труды оправдались и PS3 обогнала х360 по продажам, став лучшей консолью 7-го поколения, на которую до сих пор выходят эксклюзивы, чего не скажешь о х360, где часть запланированных экзов вообще была перекинута на хуан, а потом слита на ПК.

Батарея


Примечательно, что длительность заряда батареи не сильно то и отличается между двумя сонипортаблами. Вдобавок, DS имела в несколько раз превышающую длительность работы. 3DS же впервые нарушила каноны нинтендовского портативостроения – она держала заряд мало, примерно столько же, сколько и её более мощный конкурент. Но как видим, этот недостаток не столь силён, чтобы снизить продажи. Сони как раз стоило бы это учесть и сделать Виту, держащую заряд вдвое больше. Чисто фактически проблема решаема и сейчас. На обоих консолях можно поменять батарейку на более ёмкую. Для виты так же есть официальный внешний аккум, но это костыль и я пойму всякую критику в его сторону.

Игровая библиотека


И вот, мы наконец добрались до корневой проблемы нашей злоебучей темы. Сразу же хочу пояснить один момент обделённым умом индивидам, заявляющим, что на портативках место маленьким играм, рассчитанным на краткосрочные сессии. Товарищи! Вы просто сраные казуалы.


В соответствии с вашими утверждениями – мобилки должны быть для вас лучшим местом для гейминга. Там большинство игр рассчитано на 5-15 минутные поигрушки, чтобы скоротать время ожидания чего либо. Например, говна из вашего сракотана, или 4-5 минут скачек вашей девушки на кукане, потому что вас не хватает надолго в делах, требующих длительного времени, погружения и самоотдачи. То, что игра выходит на портативную консоль, не значит, что она должна быть хуже по своей сути, чем те же хардкорные игры на домашних консолях. Она просто меняет формат на более доступный, в любой момент, в любом месте. Чтобы вам не таскать за собой телевизор и гигантский аккумулятор, ибо технически это возможно, но катастрофически непрактично. Вы можете возразить, что есть тетрис и прочие логические игры на короткое время. Но кто сказал, что их нет на домашних консолях?


Справедливо, что должен быть выбор, и вам действительно надо уебать, в лучшем случае, полчаса, пока ваша подруга накинет несколько слоёв штукатурки на еблет, выберет платье, в коем будет жрать, срать и танцевать, а потом, при выходе из дома, вспомнит, что не положила какую то хуйню в сумочку. Для вас как раз и есть всяческие мини-игры, поэтапные логические и прочие, позволяющие практически в любой момент оторваться, не теряя сути. Но игры такого плана должны быть дополнительно к уже сильной библиотеке эксклюзивов и мульти. А иначе, начерта вам устройство, созданное и направленное конкретно на гейминг? Вытяните свой айфон, запустите птичек, зомби, ферму, постреляйте в какой нибуть бессмысленный шутер, побегайте бесконечный раннер, проведите шарик по лабиринту, накормите монстрика конфетой. Там даже порты полноценных олдскульных игр есть, знаменитые франчайзы. Зачем вам полноценные платформеры, жрпг на овер 30 часов, экшены, адвенчуры?


Вспомните, какую цель преследовал Ганпей Йокой, после своих казуальных безделушек Game&Watch. Он посмотрел на Famicom и захотел сделать такую же приставку, с её хитами, только портативную, чтобы геймеры могли взять её с собой и получать удовольствие от качественных консольных тайтлов, даже если они не находятся дома. Маленькие задроты не хотели расставаться со своими играми, он это прекрасно понимал и положил начало неизменной нинтендодоминации в портативном сегменте. Сейчас в Японии портативки вообще вырвались вперёд, даже успешная PS4 слабенько продаётся.


Убедитесь сами, что находится в списках лучших тайтлов по портативным платформам любого поколения. У нинтендо те же полноценные игры, что и на стационарках, Возьмём Метроид. Вышла на NES, сиквел и римейк вышли на портативку, потом шедеврак на супер нинтендо, фьюжн опять на геймбое. Донки конг кантри портировались на геймбои, все части. С Марио то же самое. По Зельде так вообще больше игр на портатив выходило, включая порты. А лонч DS? Был не особо хорошим, но там был порт Марио 64 и новая часть Метроида. Скупили как сучки. Вот что геймерам надо. Кастлвании ушли на портативки. В 7-ом поколении jrpg по большей части мигрировали туда же, а это серьёзный, хардкорный жанр, безжалостно истребляющий многие часы и имеющий большие сюжеты с развитием персонажей.


Посмотрим на бестселлеры и greatest hits PSP: Монстер хантеры, Гран Туризмо, Финалки, Год оф Вары, Гтахи, Дэкстер, Рэтчет и Кланк, Теккен, Локо Роко, ЛБП, Киллзон, Бёрнауты, Томб Райдеры, Тони Хоки, НФСки, Сифон фильтры, Люминес, Метал Гиры, Резистанс, Медальки, Сайлент Хиллы, Вайпауты, Звездные войны.


Есть мульти, есть экзы. Но практически все игры тут – полноценные консольные экспириенсы, некоторые даже попадали потом на домашние консоли. И посмотрите, что из этого есть на виту. Обосравшийся КОД? Слабенький ассасинс крид, слитый на все платформы? Пустой опенворлд Гравити Раш, в котором нечего делать, кроме проходить сюжетку и бесцельно летать? Коротенький и слабенький Резистанс? Слитый и униженный Ридж рейсер? Какая то диаблоподобная изометрическая параша под названием Сайлент Хилл? Каким образом Сони проебала Монстер Хантер, я вообще не понял, можно было проплатить эксклюзивность, одна эта серия продала бы несколько миллионов Вит.


Для меня там есть несколько хороших экзов, отличных портов и мульти в портативном виде. Однако этого объективно мало. Все адекваты знают, что популярность системы зависит от количества экзов и хорошей ценовой политики. Посмотрите на 3DS. Портативка с конченой системой привязки аккаунтов, невозможностью сидеть на двух 3дс с одного акка, ссаный регионлок даже на локальный мультиплеер, а ещё там шокирующее количество говнища, но очень много экзов, они практически никогда не уходят на сторонние платформы. Можно охуеть, если посмотреть релизы на 3дс за 2014-2015 года и ожидаемые во второй половине 2015. Там столько непонятного японского говна, что хватаешься за голову, причём, говорю это как любитель японщины. Но не до такой же степени. Если же посмотреть на релизы виты – там и этого нет, даже при том, что мне нравится платформа больше чем 3дс, невозможно не признать что становится грустно.


У PSP хотя бы был козырь в виде некоторых жанров. Гоночки были красивее и лучше на ней. 3д экшены/платформеры/опенворлды тоже чувствовали себя как дома. И самое серьёзное для меня – файтинги, на DS их практически не было, помимо порта УМК3, сливного гилти гир, в остальном сугубо анимехи, многие из них онли ин жапан.

Заключение


Некорректно смотреть на Виту как исключительное улучшение PSP. 2012 сильно отличается от 2005-го, может казаться, что Вита слишком мощна для сегодняшних дней, однако это не так и не в этом её беда, она средненький кастрированный смартфон с типичным набором функций, доступных в кармане у каждого, в то время как PSP была топовым устройством в своё время, с актуальными медиа функциями, ставшими новшеством для портативных игровых платформ. Глядя на игры Виты и тот же Резидент Ревелейшнс на 3дс, не чувствуется такой огромной разницы, как между любой трехмерной игрой на DS и чем то калибра GoW, FF Crisis Core, Soul Calibur.

Можно спорить о том, что мощность PSP отчасти ей помешала, но я так не думаю, главное это правильная ценовая стратегия и количество игр. 50 слабеньких и 50 средних игр вместе производят большее впечатление чем 20 отличных, по причине банального количества, такова психология, таков маркетинг. И чем больше эксклюзивов – тем лучше, безумное количество эксклюзивного проходняка на 1 раз в библиотеке DS тому яркий пример, как и ситуация с домашними платформами Сони, нельзя сказать что все экзы у неё хороши, но их стабильно много, из поколения в поколение и каждый громкий экз лишь преумножает популярность, что легко прослеживается:


PS1 – много экзов, отлично продалась.


PS2 – ещё больше, продажи рекордные.


PS3 – Сони изменила традициям и сделала самую мощную консоль поколения. Цена была большой, хоть и меньше себестоимости. Выкарабкалась из ямы с помощью экзов, но их меньше чем на первой плойке.


Сейчас люди начинают понимать, насколько недооценена библиотека PSP, жаль, что слишком поздно. Но для Виты ещё совсем нет, если Сони поверит в неё как фанаты в выход Шенму 3, не станет опускать руки, бросит усилия в нужное русло, как в своё время поступила с PS3.


И это не должно быть путём Сеги. Все мы знаем её участь. Сильный – превозмогает, завершает дело упорным трудом. Слабый – бросает и берётся за новое. Как вы себе представляете Федин совет в реальности, а не в его мирке, где шилд – лучшая платформа человечества. Сядьте и вообразите, выходит на сцену Каз Хираи и анонсирует новую портативную консоль, говоря что у неё, ммм, слабее начинка, меньше возможностей, что это, по сути, дешевая консоль, что то на уровне Ouya. А владельцы Виты? А, ну извините, мы вас бросаем, вы нам не нужны, как и Вита. Приятного ремоут плея, до отключения поддержки.


Хоть история и не знает подобного прецедента, но после смакования графики на вите, людям сложно будет адаптироваться к даунгрейду, более слабой некст ген консоли, чем паст ген, так дела не делаются. Феде стоит поговорить с владельцами 32х и Сатурна на релизе. Что они чувствовали, когда их кинули, и каковы их мысли по этому поводу, было ли доверие и желание покупать продукцию Сеги в третий раз.


Нельзя сдаваться, надо показать оптимизм, мудрость, работать с тем, что есть. Никто не заставляет делать игры с топовой визуалкой, что и происходит на практике, многие игры как раз и выглядят словно PS2 игры запущенные на эмуляторе, с фильтрами, сглаживанием, как и предлагает Федя – The amazing Spider-man, Injustice, Gravity Rush, серия Atelier, Hyperdimension; Valhalla Knights 3, Soul Sacrifice, Natural Doctrine, Borderlands 2, Shinobido 2, Conception 2. И таких большинство.


Всего лишь стоит создать совет геймеров, путём найма ветеранов гейминга, популярных ютуберов в игросфере, имеющих большие коллекции не только игр, но и знаний индустрии, её закономерностей, хитростей, с помощью которых можно перевернуть ситуацию в свою пользу. Главное - не стоять на месте. 3дс доказала живость хардкорной аудитории, несмотря на развитие мобильного гейминга, а значит и у Виты есть вполне реальный шанс. Быть может кто то удивится, но директора корпораций, выпускающих игровые платформы, зачастую даже не играют в них, не интересуются спецификой и тонкостями механизмов игровой индустрии, они оторваны от понимания и руководствуются исключительно базовыми, устаревшими бизнес-принципами, которые часто не работают. Человек, вытянувший хуан из полного говна, заявляет, что директора должны сами играть в то, что продают, хотя бы немного, тогда они начнут понимать и следовать правильным закономерностям.


Когда то давно, обеспечение успеха PS1 было делом страсти, делом чести, ответом на предательство Нинтендо. И как после всяких оглушительных успехов, появляется самоуверенность, иллюзорность непобедимости, вседозволенности, тот кто поддаётся сему – начинает слишком рано почивать на лаврах, предаваться лени, что и постигло Сони, только трезвая и активная работа над ошибками поможет ей возродить былую славу.


 

Комментарии (161 Комментарий)