Перейти к основному содержанию

Куда подевались жанры игр?

Author: vadimonster / Дата: вс, 2011-09-25 05:08
Общая статья

Много воды утекло за прошедшие несколько лет. Жанры, куда же они подевались? Конечно много изменилось в плане восприятия игр. Речь не о кинекте и муве, а о восприятие игры в целом. 

Давайте вспомнил времена, когда половина MFB коммуны даже ещё не родилась: год 1999, вы и ваша Nintendo 64,

а может быть Playstation1, или если вам повезло, то Dreamcast - это предмет гордости и зависти всех соседских детей. У вас были игры на любые случае жизни! Если вы хотели поиграть в классическую Adventure, вы играли в Mario или Crash Bandicoot. Если вы были более жестокими, чем ваши сверстники, и всегда мечтали убивать - вашим выбором был FPS: Goldeneye 007 или Doom/Quake/HalfLife. Если вы не могли уснуть пока не пройдёте очередную главу вашей любимой RPG: очевидно, вы играли в Final Fantasy или в Baldur’s Gate. Спортивными достижениями можно было похвастаться не только во дворе перед сверстниками, но и в играх типа Madden, Need for Speed или Tony Hawk’s Pro Skater. Так можно продолжать до бесконечности, но если вы не упоротый, тогда вы подхватили мою мысль - у игр были жанры. Категории, если быть точнее. В то время, школьнику 13 лет отроду, категории игр помогали сделать правильный выбор, и покупая Metal Gear Solid - школьник покупал именно Stealth Action, а не шутан с перекатами, где позволялось пройти игру ползая на брюхе.

Но теперь, в 2011, всё изменилось. Я играю в Mass Effect когда я хочу поиграть в RPG, но мне подсовывают шутан с элементами рпг. Portal - о боже, тот же шутан, но с головоломками. Warhawk - шутан с элементами RTS. Понятие "Жанр" ушло, теперь везде пишут "С элементами..", в основном везде с элементами РПГ, не важно что бы это значило: прокачка статов, или же возможность выбора варианта ответа в диалоге.

Что же случилось? Неужели разработчики устали от старых жанров? Устав от соблюдения старой "формулы жанра", они просто решили поэкспериментировать? Хорошая мысль, непоспоришь, но если взглянуть на любой список продаж, то не понятно с какой целью разработчики начали свои эксперементы: штампуйте себе сиквелы, народ схавает, зачем придумывать каждый раз чтото новое?

Теория в том, что это - комбинация факторов, которые, как оказалось, объединились в нужное время. С одной стороны, раз игры стали более популярные в последние годы, более серьёзные жанры, такие как RPG и RTS не сыскали достаточной популярности. В век, когда разработка игр занимает несколько лет и миллионы долларов, никто не будет заниматься разработкой игры, на которую спрос будет у 1.5% геймеров. В любом случае, какая же это хорошая игра, если в неё никто не играет?

Это произошло в момент, когда на другой стороне монеты была полная "игрофикация". Другими словами недостаточно просто было играть в игру для удовольствия - теперь игроки требуют постоянные вознаграждения за то, что они тратят время на игры. В нынешних играх всё "прокачивается". 

Наши футболисты прокачивают силу удара и скорость бега, наши машины прокачивают нитрос и устойчивость на дороге, даже в шутанах оружее прокачивается! "Играть ради процесса игры" - вот что раньше нам предлогали, но теперь, нам предлагают играть чтобы открыть бонусы и достижения, и мы должны знать, что тратим время не зря, играя в игру.

Но неужели это так плохо? Не придерживаться "форумулы жанра" - потенциальная помеха для новшества в играх? Совершенно верно. Я не говорю что нам надо сопротивляться изменениям в играх, и настойчиво играть только в уже существующие игр. Но что важно, запомните, что эти "долгоиграющие" жанры являются "долгоиграющими" - потому что они работают. Отдельные элементы и механики в играх могут казаться утомительными, устаревшими, или бесполезными - но это только если их рассматривать индивидуально, но они очень важны для общего восприятия игры и жанра в целом. Если вдруг разработчики начинают перемешивать жанр игры, не важно какой, добавляя в игру элементы, которые "выглядит круто", и выбрасывая то, что "кажется утомительным", то получается тоже самое что и у 6-ти летнего ребёнка, решившего сделать модную стрижку - вроде бы ножницы стригут, процесс работают, а вот результат - не впечатляет (обычно такие стрижки заказывают себе сонибои - прим. редактора).

Если взглянуть на это с другой стороны, то отличия между "action RPG" и "action с элементами RPG" в том, что я вкладываю в понятие RPG. Этот персонаж - моё альтер эго в компьютерном мире, поэтому я буду зацикливаться на том, какова цвета броня ему лучше подходит, какие параметры лучше всего ему подойдут, и никого не волнует что я делаю работу за разработчиков - создаю главного героя сам.. это всё такие "..с элементами RPG", и я отыгрываю роль, пусть это даже шутан. Какая разница, есть в FPS эти самые элементы RPG или их нету - всё равно в шутере я валю толпы врагов пачками, и не для того, чтобы получить новый уровень, а потому что это шутан, и меня не обломает остановиться на минутку чтобы раскидать очки после очередного левелапа, которые ни на что не повлияют, кроме моего самоудоволетворения. Это подкупает больше, чем рубить толпы врагов в какой-нибудь скучной рпг, чтобы только получить долгожданный левел ап, без которого дальше не пройти. И в шутанах с элементами РПГ отыгрыш роли даже больше, чем в большинстве "рпг на прокачку".

Но честно говоря, иногда я хочу ту изнурительную скуку, которую предлогали старые добрые RPG. Иногда я действительно хочу посидеть часок-другой над своим стат билдом, и разгребая инвентарь, раздумывая, что выкинуть, а что мне пригодиться - именно это мне не могут дать те новые игры с их воображаемыми "элементами РПГ". Может быть это потому что я вырос на тех играх, но я искренне получал удовольствия от игры, играя в неё. Когда игра автоматически берёт на себя все хлопоты над продумыванием стратегии, или прокачкой персонажа - она лишает меня того, чего я жду от РПГ. Но иногда я хочу просто расслабиться играя в игру, и поиграть в NHL - только хоккей, никаких статов и маркетинга, и я не хочу волноваться о том что у моего второго нападающего травма и он не сможет принять участие в следующем матче, а у моего вратаря не достаточно прокачан навык защиты ворот. Различные игры должны выполнять разные функции, поэтому я играю в очень много разных игра. Намешивание сторонних элементов в разных жанрах, для того чтобы они напоминали друг друга - это просто фейл и печаль.

Если кто то подумал что я получил батхёрт, то вы не правы: я не против новых жанров, или смешивание одних с другими. Но всё же нужно иметь совесть и отдавать дань традициям некоторым жанров. Все мы хотим видеть инновационные игры, которые бы поведали нам о новых местах, историях, и раздвигали, казалось бы, очерченные границы уже существующих жанров. Но в то время, как игры должны идти дальше от своих классических источников жанра, они никогда не должны забывать их. Обновите игры, но сохраните дух, которые они пытаются передать. Если соблюдать эти пункты, то жанры из серых и унылых, опять станут немного более красочными и интересными.

Перевод статьи: Where have all the genres gone?

Комментарии (82 Комментария)