Перейти к основному содержанию

MadАналитика: Что представляют из себя современные RPG и немного истории жанра

Author: truth1one / Дата: сб, 2015-07-11 09:49 / Тэги: rpg
Analytics

Всё чаще я вижу, как к жанру CRPG относят всяких Witcher, Skyrim, Fallout 3, Fable итп.


На деле же всё куда сложнее. Классические CRPG представляли из себя игры с упором на пошаговую боевую систему, которая на ПК должна была иммитировать настольные карточные ролевые игры. Было несколько направлений RPG, среди них – CRPG (Computer RPG), JRPG (Japanese RPG) и TRPG (Tactical RPG). Первые делали упор на выбор, разветвлённые диалоги и кое-какую нелинейность. Вторые делали упор на сильную сюжетную линию, персонажей и зрелищность. TRPG делали упор на стратегическую боевую систему как в CRPG вроде Baldur's Gate и сюжет.

Crystalis (NES), Action/RPG


Были так же и различные гибриды вроде Crystalis (NES), Golden Axe Warrior (SMS), Star Ocean (PSX), Alundra (PSX) итп, которые относились к жанру ARPG (Action/RPG). Были ещё и аркадные hack and slash RPG (очень рекомендую кстати). Активнее всего смешивали Action с RPG именно на консолях. Потом и ПК последовал моде, и уже в Ultima VIII добавили экшен элементы. Не говоря уже о Diablo (на западе hack and slash относят к подвиду ARPG).

 

Ultima I: The First Age of Darkness, CRPG, 1981


К CRPG можно отнести Ultima, Wizardry, Fallout 1/2, Baldur's Gate 1/2, Torment, M&M (до 6 части), Icewind Dale итп.
Некоторые молодые фанаты Xbox пишут, что жанр изменился с приходом Mass Effect и Fallout 3. Более продвинутые ПеКари называют Morrowind, KOTOR и Fable играми, изменившими жанр.

Fallout 2 (CRPG)

Fallout 3 (Action/RPG)


На деле же никаких изменений не было вовсе, CRPG и ARPG существовали рука об руку очень долгое время, когда играли в ARPG ещё на NES, всяких КОТОРов и Морровиндов не было и в помине. Просто один под-жанр РПГ лучше продавался и постепенно вытеснил другой.


В M&M6 1998 года игроки могли выбирать между полу-реал-таймовой боевой системой и пошаговой. Тогда это вызвало шквал критики, мол это уже не РПГ а клон Квейка. Но подобные изменения, на мой взгляд, пошли этой игре только на пользу ибо RPG от первого лица с реалтаймовой 3D графикой и с пошаговой боевой системой тот ещё изврат (например Wizardry 8).

Ещё раньше был System Shock, который совместил в себе РПГ с шутером. Дело было в 1994 году, задолго до КОТОРа, Mass Effect или Fallout 3. Был ещё и Deus Ex, тоже гибрид шутера и РПГ. Серия The Elder Scrolls - отличный пример ARPG. КОТОР положил хорошее начало (боевая система там была смесь экшена с RPG), Mass Effect развил его идеи и окончательно перешел в Action/RPG.

Ultima IX, великая серия CRPG полностью трансформировалась в ARPG и стала похожа на Зельду


Многие называют Ultima 9 той игрой, которая показала как будут выглядеть RPG в будущем и в каком направлении идёт жанр, и все увидели, как традиционная CRPG серия стала чистейшей ARPG. Однако Ultima IX была во многом похожа на... Зельду 64 с Nintendo 64 вышедшую в 1998 году.


Да, Зельду 64 у нас мало кто считает RPG (на Западе её часто называют RPG, в России в основном называют экшен/адвенчурой). Однако ролевые элементы в ней присутствуют:

  • Прокачка персонажа (здоровье, магия, приёмы)
  • Сбор предметов
  • Квесты и структура игрового мира

Legend of Zelda The - Ocarina of Time (N64), Action/Adventure/RPG. Жанровая принадлежность вызывает множество дебатов на Западе

 


По сути она внесла весьма существенный вклад в экспансию ARPG, но упор там был гораздо сильнее именно на экшене.

Тоже самое можно сказать и о Ultima 9, Morrowind, Oblivion, Mass Effect, Fable, Fallout 3, Witcher 2/3 итп. Все эти игры являются смесью между ролевой игрой и экшеном.

Именно Зельда 64 показала, как правильно скрестить данные жанры в 3D. Зельда MM вышедшая в 2001 году пошла ещё дальше, вся игра состояла из выполнения квестов, которые зависели от персонажей. Фишка была в том, что данные персонажи жили своей жизнью, в разное время находились в разных местах и выполняли разные действия. Причём в отличии от той же Ультимы 9, в Зельде MM вся игра строилась на действиях побочных персонажей. Да и сами квесты были весьма сложны, продвинуты и многоуровневы.

Да, Зельда 64 показала куда нужно двигаться, но не она популяризировала жанр АРПГ. Это сделали Xbox версии Morrowind, KOTOR (хоть он и не ARPG, а движение в сторону данного жанра) и Fable. На PS2 это были Dark Cloud 1/2 и Kingdom Hearts.

Wizardry 7 (CRPG)

 

Традиционные ПК РПГ с пошаговой боевой системой никто толком не переносил на консоли (в большей степени из-за управления), и они просто скатились в нишевый жанр, который существует и сегодня. Почему так вышло? Сложно сказать, следует отменить, что в отличии от JRPG, традиционные CRPG были гораздо скучнее и унылее.

Как происходили бои в FF7? Быстро и зрелищно. А как в Wizardry 8? Ну, где-то на горизонте появляется враг и могло пройти 3-5 минут до того, как вы просто до него дойдёте... Боевая система Fallout 1-2 тоже не была особо быстрой и зрелищной, поэтому она не могла стать популярной на консолях.

По сути, боевую систему CRPG можно сравнить с консольными TRPG, которые тоже никогда не были особо популярны.

 

The Elder Scrolls III: Morrowind (Action/RPG) - игра изменившая всё для Bethesda благодаря выходу на консоли и большому успеху ней

 

Чистые CRPG практически полностью вымерли и теперь вынуждены собирать средства на Кикстартере. JRPG постигла ещё более печальная участь. Сам жанр был весьма многогранен – Parasite Eve и FF12 предлагали пошаговую боевую систему со свободным передвижением, Tales of... имели чистейшую экшен боевую систему, а Final Fantasy до 10 части и Dragon Quest имели чисто пошаговую боевую систему. В целом тут фанатов всё устраивало.

Final Fantasy 9 (JRPG)

Dark Cloud 2 (Action/JRPG)

Final Fantasy XII (смесь экшен и пошаговой боевой системы, JRPG)

 


Проблема жанра была не в этом, а в вымораживающих случайных боях. Борьба с которыми велась по-разному. В Tales of Symphonia все враги были видны, тоже самое в FF12 где смешали (кстати весьма удачно) MMORPG и JRPG (полностью реал-таймовые передвижения по миру с пошаговой боёвкой на неограниченном пространстве). В Dragon Quest 8 вообще на это положили, выпустив 100% классическую JRPG и при этом отлично продались.


Всё полностью испортилось с приходом PS3 и X360. Локомотив JRPG – Square-Enix как-то слилась и занялась бредом – выпуском эксклюзивов для X360 и превращением FF13 в какое-то коридорное говно с автобоем! Коридоры и отсутствие городов, а так же невозможность возвращаться назад можно объяснить X360 версией с её 3-мя DVD. Но вот как объяснить автобой?


Final Fantasy XIII - хуже и представить сложно, JRPG с автобоем


Серия Dragon Quest вообще покинула домашние консоли и перешла на отсталые портативки Nintendo, в результате DQ8 так и остался лучшей частью.

Если CRPG практически вымерли из-за некой унылости, нудности и незрелищности, то JRPG из-за зависимости от одного издателя, который как и положено японцам в последнее время – слился сам по себе.


Своим успехом новый гибридный жанр Action/RPG обязан первому Xbox. Провальная консоль, показала весьма высокие продажи для данного жанра. Затем эстафету принял Xbox 360 на который выпустили Oblivion и Mass Effect. Обе игры хорошо продались. Затем их портировали на PS3. После чего продажи Action/RPG стали доминировать на консолях (на X360 они продавались гораздо лучше PS3 версий).

Star Wars: Knights of the Old Republic (путь Bioware к Action/RPG)


В результате Witcher 3 собрал 2/3 своей кассы именно на приставках. А продажи ПК версии Skyrim составили несчастные 14%.

Сам же жанр ролевых игр, всё больше и больше уходит в сторону экшена, чего только стоит Mass Effect 3 с его стрельбой из-за укрытий.

 

Развитие идей КОТОРа и сильный упор на шутер в Mass Effect 3


Ещё можно отметить Dragon Age. Первая часть была ближе к традиционным RPG (ПК версия с Tactical view) чем другие консольные (или с упором на них) якобы-РПГ. Боевая система игры походила больше на FF12, нежели на чистую ARPG вроде Skyrim. В Dragon Age 2 они всё испортили и наградили её экшен боевой системой. В Dragon Age: Inquisition был возврат к истокам и все версии игры получили Tactical view.


Мёртв ли жанр чистых CRPG? Нет, не полностью. Если вы хотите CRPG и пошаговую боевую систему то есть профинансированные через Кикстартер Divinity: Original Sin (которая правда выйдет на консолях в этом году) и Torment. Предсказываю, что с ростом популярности Кикстартера у нас появиться больше игр данного жанра, без примесей с экшенами.

 

Torment: Tides of Numenera (CRPG) - скажите спасибо Кикстартеру на котором собрали более 4 млн $

 

С JRPG ситуация похуже. Одна нормальная игра жанра есть на Wii Xenoblade - и то, на западных форумах часто спорили, она полу-пошаговая как FF12 или же чистая Action/RPG ближе к Kingdom Hearts, но ваши глаза должны пересилить SD с лесенками. На PS3 есть несколько Tales of... но они только для тех, кому нравиться типичная для серии боевая система (т.е они AJRPG) и великолепная Ni no Kuni (опять таки боевая система там не полностью пошаговая). На X360 есть Lost Odyssey (полностью пошаговая JRPG).

Правда, проблема тут такая, что пошаговые CRPG на ПК, что JRPG (и пошаговые и полу-экшены) продаются очень плохо. Тот же Divinity собрал какие-то жалкие 0.5 млн. Xenoblade собрал средние 0.9 млн копий. Lost Odyssey еле дотягивает до 0.5 млн копий и Microsoft пришлось давать игру в нагрузку к некоторым бандлам. Ni No Kuni собрала 1.4 млн, это неплохо, но до 20 млн проданных Скайримов тут как пешком до луны.

FF13 продалась очень хорошо, но после такого говнофейла, продажи последующих FF13-2 и Lighting Return рухнули.

 

Final Fantasy VII Remake (PS4) - спасение пошаговых JRPG, от её успеха зависит очень многое!

 

А что же с консолями нынешнего поколения? Ну Final Fantasy 7 Remake может серьёзно изменить ситуацию и придать буст данному жанру на PS4.

С CRPG не ясно, с одной стороны продажи чрезвычайно низки, с другой, если разработчики смогут жить за счёт Кикстартера, то раз в пару лет мы будем стабильно получать по неплохой CRPG.

Xenoblade Chronicles X (Wii U) без всяких сомнений провалиться, что несомненно плохо, ибо Nintendo вряд ли потом раскошелится на третью часть. Да и кому она нужна, на самой провальной консоли со времён Sega Saturn?


На 3DS ситуация получше, но лишь немного. Xenoblade Chronicles на нём провалился с 0.24 млн копий, для сравнения переиздание Final Fantasy X на PS Vita собрало 0.76 млн копий. Самые популярные RPG на 3DS это Покемоны и те, что смешаны с экшенами...

 

Dragon Quest VII на 3DS, успешное переиздание классики

 

А вот жанр Action/RPG так и будет процветать. Главное, чтобы он шёл в сторону RPG а не стрельбы из укрытий и авто-регена. Что же до его боевой системы, вы меня конечно извините – но она полнейшее говно в большинстве случаев. Если в Зельде весьма качественная и зрелищная боевая система, то во всех этих Скайримах да Ведьмаках полный провал лишённый какой-либо умной стратегии. Само махание мечём там уныло, так же, как и стрельба в Фаллауте 3. Но продажи растут как на дрожжах, а это для издателя главное. Боюсь, что скоро мы уже не сможем отличить ARPG от Кода и Баттлы...

 

Сложность определения


Определение принадлежности игры к определённому жанру стало довольно непростой задачей. Множество игр представляет из себя гибриды с надёрганными отовсюду элементами. Чего только стоят Зельды которых сложно отличить ARPG от Action/Adventure с элементами RPG, ибо не ясно, где именно элементы RPG перерастают в полноценную ролевую игру. Да и в разных странах по разному воспринимают жанры. В России есть такой жанр как Квест, на Западе его нету, там он называется Adventure. В России Hack and slash выделяют в самостоятельный жанр, на Западе это подвид ARPG.

Так что, разобраться тут весьма сложно.

 

А плохо ли?


Многие задаются вопросом, чем так плоха экшен боевая система? Ничем. Всё зависит от её реализации.

В Final Fantasy 12 промежуточная (между экшеном и пошаговой) боевая система и реализована она на 5+. В Ведьмаке 1 тоже нечто подобное, но реализовано просто ужасно, кликаешь мышкой по противнику и ждёшь... тактики ноль, стратегии ноль, интереса ещё меньше, это наверно была некая прелюдия к автобою FF13. В Ведьмаке 2 уже полностью экшеновская боевая система и опять реализовано всё через задницу, она там так же уныла как и в Morrowind, Oblivion, Skyrim, Ultima 9 и Fable. Тупое махание мечом с нулём тактики и стратегии, дикие перекаты (даже не смогли нормально скопировать с Зельды), полное отсутствие зрелищности и просто дикая лёгкость (спасибо блоку и перекатам). А вот в той же Dragon's Dogma (PS3/X360) экшен боевая система реализована просто превосходно!

 

Dragon's Dogma - отличный пример Action боевой системы

 

Главное различие action от пошаговой боевой системы в том, что первая полагается главным образом на рефлексы игрока, а вторая исключительно на его соображалку. Каждому самому решать, что ближе. Я только знаю, что у фанатов Фоллаута 2 батохерт был соизмерим со взрывом атомной бомбы, когда они увидели шутерный геймплей третий части... Да я бы и сам в 10 случаях из 10 предпочёл умный и тактический геймплей Fallout 2, где нужно следить за каждым патроном, нежели унылую стрелялку стреляй-не-хочу....

 

Одно я знаю точно, если в ролевой игре экшен боевая система, то она уже никак не может называться чистой RPG, а автоматически превращается в её поджанр - Action Role-Playing Game.

 

Данная статья не претендует на абсолютную истину, полную точность и 100% соответствие всем фактам. В ней было упущено много-много игр и примеров, для которых бы потребовалось написать 10 томов по 1000 страниц каждый. Главное тут, это донесение сути.

 

Статью подготовил truth1one эксклюзивно для MFB.

Комментарии (56 Комментариев)