Перейти к основному содержанию

Наступление гиганта:Sega SG-1000 и SC-3000

Author: PS Gentleman / Дата: ср, 2012-08-22 20:05
Общая статья

                                               

Давайте вернёмся в далёкое прошлое и узнаем, как же всё-таки появились славные 4 буковки S-E-G-A, знакомые каждому, и подарившие каждому из нас много незабываемых моментов.

История легендарной компании начинается в 1954 году. Дэвид Роузен, ветеран Корейской войны, обращает своё внимание на бешенную популярность механических игровых автоматов, выкачивающих огромные суммы денег из карманов американских солдат, честно несущих службу на военных базах США в Японии. Потомков этих автоматов можно было встретить и в СССР конца 80-х, начала 90-х, в залах игровых игр, где хитом, как вы сами понимаете, был Морской Бой, придуманный много позднее. На волне "игромании" и основывается компания SErvice GAme Company, занимающаяся экспортом этих игровых автоматов в Японию. В 1965 году Роузен предпринимает следующий шаг и его компания начинает сама производить игровые автоматы. Для этих целей покупается некая японская компания, ранее производившая музыкальные автоматы. К этому времени компания переименовывается в Rosen Enterprises. Однако, это название просуществовало недолго и уже вскоре компания получила привычное нам название SEGA (именно эти 4 буквы были напечатаны на всех игровых автоматах, производимых компанией).

По другим данным, история SEGA началась ещё раньше, в 1940 году, когда Martin Bromely, Irving Bromberg, и James Humpert основали компанию Standard Games. В 1951 году по идее Bromely компания переезжает в Токио и Service Games of Japan официально регистрируется в мае 1952 года. Первоначально компания поставляла игровые автоматы на военные базы США в Японии. И только в 1965 году компания сливается с ещё одной конторой, занимающейся игровыми автоматами, Rosen Enterprises, Inc., основанной в 1954 году Роузеном. Rosen Enterprises занималась всем, от кабинок с моментальным фото до игровых автоматов. Но это не суть дела, вернёмся к нашему повествованию.

В 1966 году SEGA произвела свой первый хит мирового масштаба Periscope (есть такое подозрение что наш, советский "морской бой" начисто содран с "перископа"). Примерно в это же время Роузен продал свою компанию фирме Bally Manufacturing Corp, оставаясь однако президентом SEGA.

В 1969 году SEGA продают компании Gulf & Western. Роузен продолжает вести дела компании в качестве исполнительного директора.

В период 70 - 80х годов SEGA производит игры для таких консолей, как ColecoVision и Atari 2600. Интересно, что игровая карьера началась с покупки американской фирмы, производящей видеоигры (Gremlin). SEGA и Gremlin выпускали по отдельности или совместно игры, в том числе и такие хиты, как The Fonz (1976), Space Attack (1977) и Head-On (1979).

Восьмидесятые

Начало 80-х. Это время стало звёздным для SEGA на рынке видеоигр: Monaco GP (1980), Astro Blaster (1980), Space Fury (1981), Eliminator (1981), Pulsar (1981), Frogger (1981), Turbo (1981), Pengo (1982), Tac/Scan (1982), Zaxxon (1982), Star Trek (1982), Up ’n’ Down (1983), и SpyHunter (1984), кто не знает этих названий??

В 82 году ежегодный доход SEGA от продаж достигает 214 миллионов долларов. В это же время компания совершает первые прорывы в игростроении - первая игра на лазерном диске (Astron Belt) и первая трехмерная игра (SubRoc-3D). Американское отделение формально отделяется от японского и называется Sega Enterprises. В 83 году оно было куплено Bally Manufacturing Corporation. Sega of Japan спешно покупается группой японских инвесторов, в числе которых был и Роузен. Сумма сделки - $38 млн.

Тогда же вышла первая видео приставка компании - SG-1000. На Западе практически не известная, эта консоль была достаточно популярна в Стране Восходящего Солнца.

SG-1000

Самая первая игровая консоль SEGA родилась в Июле 1983 года и в короткое время она становится достаточно популярной в Японии и некоторых государствах Тихого океана. Приставка имела "интересную" цену (125$ США или 15000 йен) и была достаточно совершенной для своего времени (Z80, обращающийся к 4-битным картриджам с частотой 1,2 Мгц). В комплекте с ней поставлялся и 1 джойстик. Спустя год появляется реинкарнация приставки, SG-1000 Mark II, или просто Sega Mark II.  У неё был новый дизайн корпуса, съёмная клавиатура (модель SK-1000), и мощный процессор на 3,58 Мгц. Mark II продвигалась прежде всего как персональный компьютер, к которому при желании можно было подключить клавиатуру и принтер, в то время, как Mark I могла только проигрывать игры. Был разработан картридж с гипер-популярным языком программирования BASIC (Бейсик), на котором можно было писать простенькие игры или просто учиться программировать. Обе версии консолей были разработаны исключительно для Японии. В Австралии и Новой Зеландии они продавались по завышенным ценам. Системы позволяли запускать программы с картриджей, а модель Mark II могла загружать игры ещё и с кассет. На ней же впервые были опробованы Sega 4-bit Game Card - игровые карты, наподобие кредитных, запускать которые можно было с помощью специальных модулей Card Catcher.

Однако не всё шло так гладко. Крах рынка видеоигр в США и натиск мощных и продвинутых игровых компьютеров вроде Commodore 64 навсегда закрыли двери игрового рынка США для SG-1000 Mark II. А оригинальная SG-1000 считалась уже морально устаревшей. Sega срочно взялась за 8-ми битные технологии, поэтому для 4-битной SG-1000 было выпущено менее ста игр.

Интересно. SG-1000 никогда так и не появилась в Америке. Однако компании Telegames кое-что удалось. Клон SG-1000, Telegames Personal Arcade мог запускать игры от SG-1000 и ColecoVision и существовал в США до 1994 года!

SC-3000 и SF-7000

Новое детище SEGA, SC-3000 (и CSC-3000) появилось в Ноябре 1983 года по цене 250$ или 29,800 йен, и представляло собой Mark II с клавиатурой в одном корпусе. Идея была такой, что если вам нужна игровая система, то вы покупаете SG-1000, а если вы хотите больше, то покупаете SC-3000. Компьютер выпускался в трёх вариантах, белый для Японии, черный на экспорт и SC-3000H (33,800 йен) со стандартной клавиатурой и дополнительной памятью. К каждому SC-3000 можно было купить обновлённый и уменьшенный джойстик SJ-300. Модуль расширения, SF-7000, добавлял такие возможности ПК, как трёхдюймовый дисковод, порт принтера и дополнительную системную память.

Интересно, что в модели SC-3000H память увеличена с 32 до 48Кб. Дело в том, что картридж BASIC 3 от Sega после загрузки оставлял всего 515 байт оперативной памяти для программирования! Однако, за эти 16Кб приходилось доплачивать целых 50$ !!!
Но всё это почти ничего не значило, система Sega SC-3000 не была полностью совместима со стандартом того времени, MSX. А если учесть то, что MSX были мощнее и дешевле, то становится понятно, почему SC-3000 так и не стали народными.

Обе системы, SG-1000 и SC-3000 экспортировались в Австралию (компания John Sands) и Новую Зеландию (компания Grandstand Leisure Ltd), под лицензией Sega с 1984 по 1986 год. Grandstand SC-3000 продавался намного лучше SG-1000. На новой земле было выпущено немало игр для систем а так же различная периферия для SC-3000, вроде светового пера или синтезатора речи. Всё это можно было найти ТОЛЬКО в Австралии и Новой Зеландии. Так же, эти платформы можно было встретить в Южной Африке, Италии и Испании.

Однако, ранние неудачи Sega не отразились на её дальнейшем развитии и в скором будущем компания представила полноценную 8-ми битную игровую систему, которая с лёгкостью могла запускать все старые игры, а вдобавок к этому обладала отличными техническими характеристиками и покорила сердца многих геймеров новыми хитами.

Клоны SG-1000/SC-3000

Существовало и несколько 4-х и 8-ми битных клонов SG-1000. Под 4-х битными приставками подразумеваются первые модели SG, процессор в них был 8-ми битный Z-80A или NEC D780C-1. Некоторые из них были достаточно продвинутыми и могли запускать игр от других платформ!:

Dina 2-in-1 (Telegames, 1983 - Япония, поддерживала игры SG-1000 и ColecoVision) 
Othello Multivision FG-1000 и FG-2000 (Tsudaka Original, 1983 - Япония), 19800 Йен. Для этой приставки было выпущено 8 игр (которые так же шли и на SG-1000).
Pioneer TV Video Game Pack SD-G5 (Pioneer, 1983 - Япония)
Telegames Personal Arcade (Telegames, 1983 - версия Dyna 2-in-1 для США) 40$?

DINA 2-in-1 / Telegames Personal Arcade
Немного истории. Компания Bit Corporation некоторое время выпускала игры для Atari 2600. В середине 80-х компания попробовала себя на рынке компьютеров, выпустив 2 модели (Bit 60 и Bit 90), которые ко всему прочему могли запускать игры с картриджей Atari 2600 и ColecoVision. В 1986 году создаётся игровая приставка DINA 2-in-1.

DINA 2-in-1 была потрясающей! Несмотря на свои небольшие размеры, она позволяла запускать игры от ColecoVision и Sega SG-1000. Джойстики для приставки были выполнены в стиле джойстиков NES и была даже одна встроенная игра, "Meteoric Shower". Так как джойстики DINA не имели цифровой клавиатуры, как на оригинальных контроллерах ColecoVision, пришлось вынести их на корпус приставки. Так же на корпус была выведена кнопка PAUSE, чтобы можно было играть в игры.

Компания Coleco, не выдержав краха видеоигр продаёт права на приставку ColecoVision компании Telegames, которая вместо того чтобы продавать громоздкое детище Coleco начинает выпускать и продавать разработанную Bit Corporation приставку DINA 2-in-1. В 1988 году приставку переименовывают в Telegames Personal Arcade. Она не была совместима со всеми играми ColecoVision (набор цифр на на корпусе был только один), но просуществовала до 1994 года!

Интересно: Telegames Personal Arcade был представлен как альтернатива Colecovision. Западные игроки никогда не слышали о возможностях SG-1000. Уверен, что не одна сотня геймеров сидела и мучилась, не зная что есть кнопка ПАУЗА :)

Технические характеристики SG-1000 (SG-1000-II)

Процессор: Z-80A (3.58 Мгц) (или NEC D780C-1, его клон)
RAM: 1 Кб
ROM: 8 Кб или 48 Кб 
Видео RAM: 2 Kb
Разрешение экрана: 256x192
Цветов: 16 на экране
Размер символов: 8х8 
Спрайтов: 32
Звук: Программируемый генератор звука (PSG), 3 канала + 1 noise канал 
Носители: Картриджи (и карты)
Возможность подключать клавиатуру: SK-1100 (SG-1000-II)
Источник питания: DC9В/7.7Вт (AC адаптер) 
Цена:15000 Йен ($123)
Размеры SG-1000: 294 (Ш) х 152 (Д) х 40 (В) мм
Размеры SG-1000 II: 340 (Ш) х 155 (Д) х 49 (В) мм

Технические характеристики SC-3000

Процессоры:
- Zilog Z-80A (NEC D780C-1) CPU (Клон Z80) на частоте 3.58 Мгц
- Texas Instruments SN-76596 PCM звуковой процессор (6-ти канальный звук, 2,5 октавы)
Графика:
- Texas Instruments TMS9929A VDP
- 16 Кб VRAM
- 16-ти цветная палитра, по 16 интенсивностей каждого цвета (64 цвета из 256 возможных)
- Разрешения экрана 256x220 (SG-1000) и 256x192 (SC-3000)
- 40x25 символов на экране при 16 цветах, либо 32x24
- 32 спрайта (максимально)
- Видеовывод для мониторов
- Встроенный RF адаптер для подключения к TV
Память
- 18 Кб системная ROM
- 32 Кб RAM (48 Кб в SC-3000H) 
- 64 Кб всего адресуемой памяти (96 Кб в SC-3000H)
Порты: 
- 1 Принтера (DIN 7 pins) 
- 1 Порт картриджей
- 1 Порт для кассетника SR-1000
- Смешанного видео (DIN 8 pins) 
- 2 Два порта джойстиков
- Порт расширения
Носители:
- SG-1000 совместимый порт картриджей (Game Card опционально)
- Стандартные аудиокассеты (используя SR-1000)
- 3-х дюймовый дисковод (опционально)
Клавиатура: 64-ти кнопочная клавиатура типа QWERT
Питание: от 220В, источник питания 9В, 12А
Габариты: 
- Ширина 35 мм
- Длина 210 мм
- Высота 46 мм

Периферия SG-1000 / SC-3000

SG-1000 Card Catcher представлял собой модуль, вставляемый в порт картриджа. Он позволял владельцам SG-1000 играть даже в те игры,которые выпускались на маленьких Sega Game Cards (напомню, что игры на картах стоили дешевле). Позже этот модуль был интегрирован с 8-ми битными решениями от Sega, например, с той же Sega Mark III.

 

 

SK-1100 Клавиатура, которую можно было подключить к SG-1000 Mark II, стильная и симпатичная. Обратите внимание, несмотря на 1983 год, клавиатура выглядит очень современно.

 

 

 

SP-400 - принтер, который так же можно было подключить к SG-1000 Mark II. Его характеристики мне так и не удалось найти в интернете, но похоже, что он печатал в цвете? Если кто знает - пишите.

 

 

 

SR-1000 - Кассетник, позволяющий записывать программы, написанные в Бейсике (SG-1000 Mark II). Эти программы потом можно загружать, и.т.д. Умеют же Японцы делать всякие интересные штуки! Некоторые игры так же продавались, будучи записанными на кассеты.

 

 

SF-7000 (Модуль расширения, Япония). SF-7000 делал SC-3000 более "компьютерным", добавляя к нему стандартный дисковод для 3-х дюймовых дисков (диски на 160 Кб), параллельный порт Centronics и 16Кб дополнительной RAM. Однако его цена в 830$ была великовата даже для Японии...

 

TV Draw (Terebi Oekaki) представляла собой графическую доску, на которой юные дарования могли рисовать. Естественно, всё нарисованное тут же отображалось на экране. Я бы и сам с удовольствием прикупил себе такую штуку, но выпускалась она только на территории Японии...

Комментарии (8 Комментариев)