Перейти к основному содержанию

Почему произошёл закат Японских РПГ (JRPG)? И есть ли выход из ситуации?

Author: truth1one / Дата: ср, 2014-03-05 07:38
Analytics

Как вы уже наверно знаете, JRPG как жанр переживает далеко не лучшие свои времена. В чём же причина этого? Давайте выясним это!

Итак, жанр начал свой рассвет в 16-ти битную эру, Final Fantasy, Chrono Trigger, Star Ocean, Lunar, Shrining Force, Phantasy Star итп. Это были поистине золотые времена. Дальше больше – Сони выпустила PSX, которая стала наверно самой удачной консолью для ролевых игр за всю историю.


Затем были PS2, GameCube и Xbox. Не трудно догадаться, что почти вся аудитория жанра сидела на PS2, так сложилось исторически (Nintendo 64 была непригодна для жанра, а Xbox ориентирован на западных игроков). И уже тогда стал заметен некоторый упадок по сравни с PS1. Наверно это можно объяснить возросшей сложностью создания игр данного жанра.


И вот наконец выходят Xbox 360, PS3 и Wii и наступает полнейший упадок! Полный мрак, хуже просто некуда... Что же произошло?

 


Фактор 1 : Square Enix начала очень неудачно, начав выпускать свои JRPG эксклюзивами для... Xbox 360, аудитория которого явно не предназначена для данного жанра. Результат банален – полный провал.


Namco за ней не отстала, сделав свои Tales of... эксклюзивами X360 и Wii. Правда после логичного провала она их всех портировала на PS3 и отныне она стала её основной платформой с прекрасными продажами и бурным развитием Tales of...


Но ведь она могла выпустить их все на PS3 сразу, выиграв 2 года.

 

Фактор 2 : Сильная конкуренция со-стороны портативок. Ведь действительно, зачем тратить миллионы на создание крутых JRPG с нуля, когда можно тупо начать клепать переиздания на портативки? Затраты меньше, прибыль больше. Вот только рынок начинает деградировать, количество разработчиков уменьшается, интерес игроков падает. При этом, нормальных ЭКСКЛЮЗИВНЫХ JRPG на DS/PSP/3DS/Vita очень мало.

 

Фактор 3 : Nintendo тоже начала скупать эксклюзивы. Чего только стоит Dragon Quest. При этом её платформы с детской аудиторией оказались плохо приспособлены для жанра. В результате после шедеврального Dragon Quest 8 мы получили никакущие DQ9 и 10. Самое ужасное что продажи DQ9 были весьма хороши, а значит зачем тратить кучу денег на PS3 версию когда можно сделать на скорую руку за копейки DS огрызок и обвариться?


Microsoft тоже не отставала и купила себе Blue Dragon и Lost Oddysey. Обе провалились. Затем Mistalker выпустила свою Last Story на Wii и опять провалилась. Урок конкурентов их ничему не научил.

 

Фактор 4 : Упадок Final Fantasy которую не смогли выпустить в срок как это было на Snes, PS1 и 2. Дело в том, что FF всегда была локомотивом жанра и держала фанатов активными. Именно с неё многие и полюбили JRPG.


Final Fantasy 13 оказалась полнейшим отстоем, в которой в угоду 3-м DVD Xbox 360 пришлось вырезать города и исследование мира которым серия всегда славилась. Затем последовала четь менее отстойная FF13-2 и Lighting Return. Не знаю, но именно тогда Square Enix для меня прекратила своё существование как компания выпускающая японские ролевые игры. Локомотив сломался и двигать жанр уже больше некому.

 

Фактор 5 : Возможно западные игроки устали от JRPG. Они устали от наивных и тупых диалогов (меня вот например в Wild Arms FX на PSP хватило на пол часа), устали от всего этого анимешного стиля с 6-ти летними девочками с фиолетовыми волосами. Многие ушли в MMORPG где задрачиваються с утра по вечера.

 

Фактор 6 : Как было уже сказано выше – делать JRPG дорого. Это вам не Halo, GeoW и Uncharted на 2-7 часов и текстом на полторы страницы. JRPG это игры с огромным количеством локаций, огромным миром и текстом на пару книг. С другой стороны на портативках тоже не особо много новых и крутых JRPG, так что возможно данный фактор играть весьма посредственную роль.

 

Фактор 7 и он несомненно самый главный :
Упадок это как замкнутый круг. Мало игр и они плохие, игроки теряют интерес к жанру и покупают меньше, отсюда игр ещё меньше и они ещё хуже, игроки покупают ещё меньше и так до бесконечности.


Это как с Gran Turismo, Сони не смогла её вовремя выпустить для PS3 и интерес многих прежних фанатов к серии упал, они нашли себе другие любимые игры и жанры.
Как обстоит ситуация сейчас? Да никак. На Wii U, PS4 и Xbox One полный голяк и даже в планах нет ничего интересного. На 3DS есть одна единственная достойная JRPG, на Vita не одной (эксклюзивной).


На PS3 дела чуть по лучше, есть даже несколько неплохих эксклюзивов. Несколько переизданий в HD и всё, больше ничего нет.
На Xbox 360 есть английская версия ToV, BD, LO. Не свежак но всё же. Все они провалились и продолжения никогда не выходили на Xbox.
На Wii есть ToG (на PS3 лучшая версия), L и мсм. Всё они провалились поэтому продолжений не ждите на Wii U.
На смартфонах и планшетах один низкобюджетный шлак и переиздания.

Есть ещё один интересный фактор, это общее изменение геймеров. Новому поколению пофигу на RPG (отсюда и упадок JRPG с CRPG), файтинги, квесты, стратегии итп. Им подавай лишь КоД, Баттлу, Хейло и ГТА.

Коснулось ли падание CRPG? Безусловно, сейчас там успешны только Mass Effect, Fallout, TES и Witcher. У всех из них одно общее – это экшен/рпг с реалтаймовой боевой системой. Чистые RPG на ПК существуют только благодаря Kickstarter...


Но на ПК конкуренция со стороны MMORPG гораздо сильнее. Поэтому и набор факторов может быть сильно перекошен в сторону MMORPG.

 

Есть ли свет в конце туннеля?
Чтобы исправить ситуацию Square Enix нужен сильный руководитель, который перестанет клепать эксклюзивы для консолей от Microsoft и Nintendo ибо это путь в никуда. Им нужна новая Final Fantasy в духе 7-12 и Dragon Quest в духе 8 части. Такая игра смогла бы вернуть интерес игроков, которые после прохождения просили бы добавки и обратили внимание на другие игры жанра.


Namco это уже поняла и теперь у неё даже нет в планах Tof для консолей отличных от PS. Тоже самое и с Atlus, Persona которой процветает благодаря PlayStation.
Огорчает лишь продажи Ni no Kuni на PS3, но тут виноват издатель. Как вообще можно было выпускать на западе игру с названием Ni no Kuni? Но даже с таким названием 1.4 млн проданных копий это смех над эксклюзивными JRPG для Wii360 и DS версией игры.


Пример продаж JRPG :
Ni no Kuni: Wrath of the White Witch (PS3) 1 160 000

Ni no Kuni: Wrath of the White Witch (DS) 500 000

Last Story (Wii) 590 000

Lost Odyssey (X360) 860 000 с учётом бандлов

Blue Dragoon (X360) 880 000 с учётом бандлов

Xenoblade Chronicles (Wii) 850 000

Kingdom Hearts (PS3) 1 120 000

Tales of Xillia (PS3) 1 070 000

Tales of Graces (Wii) 220 000

Tales of Graces f (PS3) 850 000 порт с Wii

 

DS? А что DS? На ней только Dragon Quest с Final Fantasy продались хорошо, но им в спину дышит Monster Hunter для PSP (на PSP серия продавалась лучше, чем на 3DS).

Как видите, данные цифры полностью подтверждают Факторы номер 1 и 3. Выпуск JRPG эклюзивами для иных платформ нежели PlayStation объективно вредит жанру и по сути уничтожает его. Вот бы ещё Сони вложилась бы в жанр, как она это уже делала в прошлом (Legend of Dragoon (PSX), Drak Cloud 2 (PS2)), а то тратиться на всякие Киллзоны...

 

Радость Пкарей :
Пекари наверно очень радуются за судьбу JRPG. Но ведь у них вообще практически не осталось чисто писишных CRPG? Mass Effect? Это больше консольная игра. Skyrim и Fallout? Продались лучше на консолях. Witcher? 3-яя часть выходит на PS4/XONE. Что в итоге? Провальные Risen да Divinity? Хотя нет, вышла вот новая Might & Magic X – одна игра с общим баллом в 69% которая финансово наверняка провалится. Хотя это чисто олдскул игра, не удивительно что поколение тупоголовых ревьюверов ставят ей 7 из 10 а шутерам вроде Mass Effect 10 из 10. Нужно будет проверить её самому. Недавно прошёл M&M7 ещё раз, очень крутая игра.

 

И напоследок прилагаю MadTOP3 лучших JRPG/TRPG предыдущего поколения :
1. Ni no Kuni (PS3)
2. Xenoblade (Wii)
3. Tales of Xillia (PS3)


Оставайтесь с нами и следите за закатом/рассветом JRPG со всеми подробностями.

Комментарии (90 Комментариев)