Перейти к основному содержанию

Обзор 2 в 1: Spelunky и Proteus – инди-игры для Playstation Vita

Author: Gray / Дата: вс, 2013-12-08 15:14
MadReviews

Я очень долго собирался с мыслями прежде чем приступить к написанию этого обзора. Компания Sony предоставила мне сразу две инди-игры для Playstation Vita на обзор, но никто не предупредил, что мне придётся столкнуться с таким арт-хаусом, после которого даже андеграундный кинематограф европейских режиссёров покажется детским лепетом.

Spelunky

С первой игрой всё более-менее понятно. Это проект одного человека, а именно – геймдизайнера Дерека Ю, который в 2007 году подарил миру известную игру Aquaria и несколько других чуть менее популярных своих творений.

Spelunky – ремейк очень старой игры-платформера Spelunker, которая вышла для консолей Atari  в далёком 1983 году. Что любопытно, оригинальную игру тоже создал практически в одиночку программист Тим Мартин. В 1985 игру портировали на NES, значительно улучшив графику и усовершенствовав игровой процесс. Игра выходила также и на популярных в то время компьютерах MSX и Commodore 64, а в 1987 году даже обзавелась сиквелом.

Любопытен тот факт, что оживить классику Дерек решил одновременно с японской компанией Irem. Благодаря этому совпадению в 2009 году на свет появились сразу два ремейка Spelunker: один для Playstation 3 (им занималась компания Irem), а второй – для PC (игра Дерека Ю). И если японский ремейк не нашёл особого отклика в сердцах игроков, то инди-игра программиста-одиночки очень быстро набрала популярность среди ценителей хардкора.

Благодаря поддержке поклонников своего творчества, Дерек решил полностью перелопатить игру и улучшить её по всем фронтам. Он с нуля перерисовал всю графику и значительно обогатил игровой процесс, внеся в игру много нового. Обновлённая игра вышла в 2012 году для PC, Xbox 360, а чуть позже, в 2013 – для Playstation 3 и Playstation Vita. Именно о последней мы и будем сегодня говорить.

В центре сюжета – безымянный спелеолог (собственно, Spelunker – это и есть «спелеолог» в переводе с английского), который исследует бесконечные 2D-туннели и пещеры. Все исследуемые подземелья, к слову, генерируются процедурно, т.е. случайным образом. Вы не встретите в игре одинаковых уровней, и каждое новое прохождение подарит вам совершенно уникальные впечатления.

Главной целью игры является обогащение. Да, всё просто на первый взгляд: нужно собрать по ходу дела как можно больше сокровищ, драгоценных камней, золотых слитков и прочих богатств. Осложняется дело тем фактом, что кроме вас в пещерах присутствуют многочисленные ловушки и враги – летучие мыши, змеи, пауки, а также человекоядные растения, йети и даже привидения. Вы можете убивать неприятелей с помощью своего хлыста, наподобие Индианы Джонса, можете бросаться в них камнями или другими предметами, а можете просто прыгать на них, как в Super Mario Bros. – решать вам. Можно также устанавливать свои собственные ловушки и даже закладывать бомбы, при помощи которых можно попасть в ранее недосягаемые части подземелий, просто взрывая перегородки и стены. Можно использовать специальные тросы, чтобы взбираться на особо высокие уступы, но тросов этих, как, впрочем, и бомб, будет постоянно не хватать, так что используйте их с умом.

По ходу прохождения игры сокровища становятся всё более дорогими, появляются новые предметы и встречается всё больше секретных локаций, добраться до которых смогут лишь единицы. Но самое главное, что по мере прохождения игра становится невыносимо сложной. Вообще, в плане сложности игра представляет собой настоящий ад. Если вы играли в Super Meat Boy или в Demon's Souls – то должны представлять себе, что значит «по-настоящему сложная игра». Здесь с вами никто не будет сюсюкаться. Чуть оступился – умри. Не рассчитал свой прыжок идеально – умри. Отвлёкся – умри. Даже если вы чрезмерно уверены в себе – игра покажет вам оборотную сторону жизни, доказав, что в мире Spelunky нет места самоуверенности. Здесь ценится холодный расчет и высокий профессионализм буквально во всём. Вам придётся проходить практически каждый уровень много раз. ОЧЕНЬ МНОГО РАЗ. Многие из вас могут застрять даже на этапе обучения игровой механике, который, к слову, очень прост по сравнению с тем, что вас ждёт дальше. Поэтому, если вы человек нервный – Spelunky это не та игра, которая принесёт вам удовлетворение, а вот если любите трудности – это приключение доставит вам истинное наслаждение.

Плюсы:

- Сумасшедшая сложность для любителей ада и хардкора.

- Классическая платформенная механика.

- Множество отсылок к 8-битному оригиналу.

- Приятная рисованная графика.

- Автоматически генерируемые уровни.

Минусы:

- Сумасшедшая сложность для тех, кто НЕ обладает крепкой выдержкой.

- Местами слишком однообразный игровой процесс.

 

Proteus

Вторая игра, которую прислали мне для обзора, натурально поставила меня в тупик. Мой мозг начал растерянно искать слова и эпитеты, которыми можно максимально точно описать «всё это», чтобы читатели смогли представить себе, чем же на самом деле является «Protheus» для PS Vita.

Полноценной игрой проект Proteus при всём своём желании не назовёшь. Это, скорее всего, медитативно-музыкальное исследование странного виртуального мира, населённого не менее странными виртуальными существами. Мир этот, как и в случае с Spelunky, генерируется случайным образом, а внешне напоминает что-то среднее между Minecraft и работами Энди Уорхола в стиле поп-арт, благодаря невероятно ярким цветам.

В Proteus нет подсказок, обучения, нет также какой-либо цели, к которой необходимо стремиться. Протей – это морское божество из древнегреческой мифологии. И, судя по всему, именно поэтому в самом начале игры вы просто оказываетесь в море у берегов острова, по которому можно бесконечно бродить, смотреть на живописные виды, общаться с представителями местной фауны и… всё. В игре больше ничего нет. Я серьёзно.

Да, чуть не забыл, можно ещё делать снимки приглянувшегося вам пейзажа и потом рассматривать их холодными осенними вечерами, завернувшись в клетчатый плед и попивая имбирный чай. В общем, Proteus – это больше игра для хипстеров, неисправимых романтиков и мечтателей, а не для ценителей классического геймплея. Другими словами – это полная противоположность Spelunky. Даже в медитативных играх That Game Company была определённая цель, а в Proteus её попросту нет. Поэтому, я твёрдо уверен, что 99% игроков выключат игру в течение первых 5-10 минут. А оставшийся 1% пользователей, кто знает, может быть получат от Proteus самые незабываемые эмоции в своей жизни.

Плюсы и минусы:

- Proteus выше всей этой вашей мирской системы оценок.

За предоставленные игры выражаю искреннюю благодарность компании Sony.

Комментарии (91 Комментарий)