Перейти к основному содержанию

Развёрнутый обзор игры The Last of Us

Author: Gray / Дата: ср, 2013-06-19 23:40 / Тэги: The Last of Us
MadReviews

Я всегда стараюсь написать максимально развёрнутый обзор зацепившей меня игры непосредственно сразу после её прохождения. Если усесться за написание рецензии, допустим, через неделю, то получится уже не так эмоционально и подробно, так как большая часть впечатлений попросту выветрятся за это время. Хотя, в случае с The Last of Us, мне кажется, что я буду помнить прохождение игры вплоть до мельчайших подробностей даже спустя годы. Заранее хочу извиниться за такой огромный объём материала, который вам предстоит прочесть, но, к этому обзору другой подход попросту невозможен. Здесь всё нужно обсудить с чувством, толком и расстановкой. И сразу напомню, что у всех людей разные представления о спойлерах. Для кого-то одни только имена главных героев - это уже страшный спойлер, а кому концовку игры перескажи - не поморщится. Конечно, я постараюсь избежать сюжетных спойлеров в своём обзоре, но, в плане всего остального - читайте обзор на свой страх и риск.


Вступление

Существует великое множество игр про апокалипсис, вызванный нашествием зомби, чертей, мутантов и прочей нечисти. The Last of Us впитывает самое лучшее, что появилось в этом игровом жанре за долгие годы и многократно приумножает это. Каким-то удивительным образом создатели игры сумели передать игроку гнетущее ощущение безысходности, обречённости и депрессии. Самую же большую угрозу в этой игре представляют собой вовсе не пресловутые монстры, и даже не смертельный мутировавший грибок, а сами люди, оказавшиеся в безвыходном положении. Эта игра рассказывает игроку о том, какими мы становимся в экстремальных ситуациях. Что случится с нами, случись нечто подобное на самом деле. И, что самое удивительное, игра заставляет безоговорочно верить в то, что происходит на экране.


Природа эпидемии

The Last of Us рассказывает нам об эпидемии, вызванной мутировавшим грибком Ophiocordyceps Unilateralis или Кордицепс Однобокий (можете погуглить - он действительно существует), который ранее паразитировал исключительно на насекомых, но в какой-то момент перекинулся на людей. Заразиться грибком можно двумя способами: либо через укус заражённого, либо вдохнув достаточное количество спор грибка. Заражённый человек проходит через несколько стадий, изменяющих его поведение и внешний облик:

1) Непосредственно само "заражение". Инкубационный период длится примерно 2 дня с момента попадания грибка в организм одним из перечисленных выше способов. Внешне заражённый человек может ничем не отличаться от остальных людей.

2) Людей, достигших второй стадии заражения называют "Раннерами" (runners) или "Бегунами", их легко узнать по немного неестественным движениям и светящимся в темноте глазам. Грибок пытается обосноваться в мозгу своей жертвы, вытесняя из него всё человеческое и замещая сознание жертвы своим собственным. Речь заражённого перестаёт быть понятной, он начинает что-то бормотать, громко и бессвязно ругаться, становится агрессивным, бросается на окружающих. Заражённый всё ещё сохраняет большую часть своих человеческих инстинктов, по его движениям и воплям ощущается, что он продолжает сопротивляться воздействию грибка. Он очень быстро и хаотично передвигается и набрасывается на любые живые существа в поле стремительно ослабевающего зрения.


3) Заражённых, достигших третьей стадии грибковой инфекции называют "Сталкерами" (stalkers). На поверхности кожи и на голове проступают ярко выраженные следы грибкового поражения. Агрессия достигает своего пика. Зрение сильно ухудшается. Но зато повышаются тактические навыки этих созданий. Они способны прятаться и неожиданно нападать на людей. В таком состоянии заражённые могут прожить от нескольких дней до целого года, прежде чем превратиться в "Кликеров", всё зависит от благоприятных условий для роста грибка.

4) "Кликеры" (Clickers) или "Щелкуны" - это предпоследняя стадия заражения. Из-за того, что грибок прорастает наружу из тела своего носителя прямо через его лицо, выдавливая при этом глаза, жертва начисто лишается зрения и осязает окружающий мир исключительно с помощью эхо-локации, подобно летучим мышам. Для этого "кликер" постоянно издаёт резкие щёлкающие звуки и внимательно следит за распространением и отражением звуковых волн от различных препятствий. Если двигаться очень тихо и вовремя замирать на месте - эти существа могут попросту пройти мимо вас. Но если "кликер" вас услышал или заметил - быть беде. Отбиться от него даже вооружённому человеку очень непросто и схватка в 90% случаев может закончиться не в вашу пользу.

5) "Блотеры" (Bloaters) или "Топляки" - финальная стадия развития грибка в организме своего носителя. Жертва внешне напоминает гигантское раздутое во все стороны нагромождение грибка. "Блотер" очень медленно передвигается, но постоянно выбрасывает из своего тела взрывающиеся сгустки заразных спор, поэтому, контакт с ним наиболее опасен для людей.

6) "Источник спор" - предчувствуя близкую смерть тела носителя, грибок закрепляет тело своей жертвы на ближайшей к нему стене. После смерти носителя грибок продолжает разрастаться по стенам, полу и потолку, постоянно выбрасывая в окружающую среду заразные споры. В непосредственной близости от такого источника спор человеку обязательно необходимо надеть противогаз, иначе заражение спорами неизбежно.


Сюжет

В мире игры The Last of Us немногие выжившие организовали карантинные зоны под управлением военных. Детей, старше 13 лет забирают в подготовительные военные школы, где те проходят специальные курсы по военной подготовке, а затем в 16 лет вступают в ряды армии. Те, кто не хочет в армию - работают на благо карантинных зон, выполняя низкооплачиваемую тяжёлую работу и получая за это талоны на весьма скудное питание. За стенами карантина разбойничают многочисленные банды и мародёры. Есть ещё и некая научно-партизанская организация "Светлячки" (Fireflies - в русском переводе игры почему-то названная "Цикадами"), которая верит в то, что спасение от эпидемии возможно, а также оказывает достаточно активное сопротивление военным и их порядкам, за что те их беспощадно истребляют. "Цикады" набирают в свои ряды добровольцев из народа и активно ищут способ победить грибок всеми доступными способами.

Вот уже 20 лет минуло с момента начала эпидемии. Около 60% населения планеты истреблено. Джоэл - мужчина средних лет (предположительно, ему где-то около 45-50 лет) с непростым прошлым выживает в карантинной зоне на территории бывшего Бостона вместе со своей подругой и деловой партнёршей Тесс. Судьба сводит их с представительницей отряда "Цикад" по имени Марлин. Она, в обмен на большую партию оружия, просит их об услуге: доставить загадочную 14-летнюю девочку Элли из пункта А в пункт Б. Начиная с этого самого момента, игроку предстоит натурально пройти семь кругов ада.



Игра постоянно будет преподносить игрокам что-то новое, буквально не давая передохнуть ни секунды. Вам предстоит прорваться через несколько бандитских поселений, исследовать заброшенные города и деревни, охотиться на животных, научиться улучшать своё оружие и навыки владения им. Вы будете восхищённо смотреть на зеленеющие пустынные улицы мегаполисов в лучах заката, а затем проламывать коленом череп очередному мародёру, покусившемуся на ваше имущество. Вы будете подолгу разглядывать выцветшие фотографии со счастливыми семьями, прикреплённые магнитами к холодильникам в заброшенных квартирах, и представлять - какими же были эти люди до того, как началась эпидемия. Будете скакать на лошади по осеннему лесу, любуясь природой, а затем сражаться с бандой голодных каннибалов. Вы будете заводить новых друзей и терять старых. Вы узнаете, что такое предательство и как важна поддержка боевых товарищей в бою. Эта игра, как никакая другая, подарит вам самый широчайший спектр ощущений и эмоций. Пожалуй, других таких игр в природе просто не существует.

Как я уже говорил в самом начале обзора, я не стану раскрывать ключевые особенности дальнейшего развития сюжета, так как через всё это удовольствие в обязательном порядке вам необходимо пройти самостоятельно. Скажу лишь, что сам по себе сюжет очень прямолинеен и прост, прямо как в нашей реальной жизни. Здесь нет никакого философского контекста. Нет глубокой мудрости и излишнего голливудского эпоса. Есть только постоянное выживание, беспощадность и озлобленность людей, а также отношения главных героев Джоэла и Элли, которые в течении игры проходят через несколько ключевых стадий развития: от полного недоверия до привязанности отца и дочери. Нужно также отметить и тот факт, что Элли на ваших глазах превратится из милого ребёнка в суровую воинственную фурию ближе к концу игры. Эти удивительные метаморфозы очень наглядно демонстрируют те самые ключевые перемены в характере человека, оказавшегося в суровых условиях пост-апокалипсиса.


Геймплей

Геймплей этой игры тем и отличается от предыдущих работ Naughty Dog, что это не просто шутер от третьего лица, а самый настоящий стелс-экшен. Учитывая, что в качестве врагов вам придётся столкнуться не только с уже перечисленными выше разновидностями заражённых, но и с самыми обычными вооружёнными людьми - тактика боя будет постоянно меняться. Если заражённые в большинстве своём тупы, а в плане общения лишь способны зазывать остальных громкими воплями, то с людьми в этом плане куда сложнее. Они постоянно переговариваются, делятся информацией, подсказывают друг другу, где ты спрятался. Если двое бандитов общаются между собой на расстоянии, а вы убили одного из них - второй забеспокоится и обязательно придёт проверить, что же случилось с его товарищем. Вроде бы мелочь, а приятно. Бандиты обходят вас с тыла, при этом, выбирая не самые очевидные маршруты и постоянно меняя свою тактику. Предсказать их поведение зачастую оказывается не так просто. Проходя один и тот же момент несколько раз подряд, вы сможете убедиться в том, что противники ведут себя совершенно по-другому каждый раз, не давая вам ощутить своё превосходство, даже если вы прекрасно изучили местность. Отвлечение неприятелей брошенными бутылками и кирпичами - это тоже одна из эффективных тактик, но никто не гарантирует вам, что враг внезапно не обернётся, чтобы проверить - нет ли кого у него за спиной. И вот такие неожиданные мелочи сплошь и рядом напоминают вам, что путешествие ваше будет длинным и сложным.

В ближнем бою игра начинает сверкать своими новыми гранями. Вообще, ближний бой в этой игре поставлен (именно поставлен) настолько красиво, что даже убивая сотого по счёту врага, проламывая ему череп стальной трубой, ты не перестаёшь восхищаться художественной и операторской работой, с которой вся эта кровавая красота воплощена на экране. Враги хватают вас со спины и пытаются удержать, чтобы их товарищи всадили в вас свои заточки. Враги валят вас с ног и оглушают, затем пытаясь пристрелить, выхватывая пистолет. Вы ломаете рёбра, впечатываете неприятелей лицами в бетонные стены, топчете их головы ботинками - всё это кровавое пиршество выглядит настолько эффектно и гармонично, что ты просто сидишь с постоянным "NOT BAD" выражением лица и искренне радуешься происходящему на экране.



Разумеется, в игре есть и некоторое количество своеобразных головоломок по типу "как переправить Элли, которая не умеет плавать, на другую сторону водоёма", и все эти задачи, встающие перед персонажами, очень логичны и имеют под собой вполне очевидные решения. Но ведь так даже лучше и реалистичнее. Вам не придётся понять длинные витиеватые формулы или проиграть на фортепиано комбинацию правильных нот. Нет. Перед вами только вполне чёткие задачи: как забраться, как выбраться, как открыть если нет кусачек, где взять лестницу. В итоге это лишь накидывает игре дополнительные баллы за адекватность подобного подхода к игровому процессу и атмосфере игры.

Очень большим подспорьем в тактике боя является слух главного героя. Система слуха - разновидность довольно распространённой в последнее время системы (мы уже видели нечто подобное в новых Бэтменах и Deus Ex), когда мы получаем возможность видеть силуэты наших врагов сквозь стены. С помощью триггера R2 Джоэл тщательно прислушивается к тому, что происходит вокруг него. Весь остальной звук и музыка приглушаются и отдаляются. Теперь, прокручивая камеру вокруг персонажа, вы сможете увидеть любые источники шумов вокруг вас: будь то заражённые, люди, Элли или просто белка, прыгающая по веткам дерева. Со временем, вы можете прокачать этот скилл, расширяя чувствительность слуха Джоэла, соответственно, увеличивая при этом радиус вашей "прослушки". Во время активированного режима слуха главный герой способен медленно передвигаться с места на место, чтобы не оставаться уязвимым для противников - это тоже немаловажный плюс данного скилла.



Система опыта в игре достаточно простая. Убивая противников вы очки опыта не получите, зато получите их, находя в игре специальные баночки с цветными капсулами. Именно так выглядит здешний опыт. Накопленные очки опыта можно распределить среди нескольких параметров персонажа, таких, например, как размер шкалы здоровья или чувствительность слуха. Можно, также, уменьшать тремор рук при навесной стрельбе или ускорить процесс крафтинга предметов.

К слову о крафтинге, хоть в игре есть возможность создавать вспомогательное оружие и прокачивать свой основной арсенал, но я бы назвал эту систему довольно примитивной. Такое ощущение, что разработчики изначально хотели реализовать куда больше идей, но не хватало времени на реализацию всего этого. Поэтому, создавать можно буквально 5-6 видов дополнительной амуниции вроде коктейлей Молотова, аптечек, взрывающихся жестяных банок, начинённых гвоздями и так далее. Для создания того же коктейля Молотова вам понадобится кусок тряпки и бутылка алкоголя. А для того, чтобы сделать свою бейсбольную биту максимально опасной - можно изолентой примотать к ней пару сломанных ножниц. Всё незамысловато, но эффективно. Порой без горючей смеси и дымовых шашек просто невозможно одержать победу в масштабном сражении с бандой головорезов. Так что, пускай система крафтинга и простенькая, но в бою без неё никак.



Искусственный интеллект напарницы

Нельзя не замолвить словечко о том, насколько живым и адекватным получился персонаж Элли. Если вы считали до этого, что Элизабет из Bioshock Infinite - предел совершенства персонажей-компаньонов в видеоиграх, я спешу вас разочаровать. Я прошёл обе игры и с полной ответственностью заявляю: Элли уделывает Элизабет по всем пунктам. Если Элизабет лишь подбрасывает вам аптечки, боеприпасы, изредка комментирует происходящее, да по вашему приказу материализует объекты из параллельных вселенных, то Элли ведёт себя куда более разнообразно. Девочка разговорчива, травит анекдоты (некоторые из которых, в силу своего возраста, она даже не понимает до конца), рассуждает о жизни, интересуется прошлым главного героя (вы можете рассказать ей о себе, а можете и не рассказывать), цитирует любимые комиксы, пытается научиться свистеть, чтобы эффектнее предупреждать вас об опасности (ближе к середине игры она уже вполне себе хорошо насвистывает), швыряется во врагов подручным мусором (кирпичами, бутылками), отвлекая их тем самым от вас, кричит, если кто-то пытается напасть на вас со спины, неплохо стреляет по противникам (правда, изначально Джоэл оружие девочке доверять не хочет) и многое-многое другое. Она будет помогать вам преодолевать различные препятствия на пути, где взрослый человек не справился бы ввиду размеров своего тела, а также неоднократно спасёт вашу жизнь. Одним словом, у любого игрока возникает глубочайшая зависимость от этого персонажа. Где-то к середине игры к девочке привязываешься настолько сильно, что переживаешь за неё больше, чем за себя. Параллельно с вашей привязанностью растёт и привязанность к ней Джоэла. А благодаря этому, вы натурально начинаете себя чувствовать на месте главных героев, что лишь усиливает эмоциональную близость с ними. Спасибо вам от всего сердца, Naughty Dog, за такую душевную игру!


Визуальная составляющая

Визуально игра выглядит вполне достойно. Нет, разумеется революции на фоне трёх частей Uncharted не случилось. Тем не менее, графика игры не режет глаз, что немаловажно. А уж работа художников и вовсе вытягивает нехватку аппаратной мощности железа старушки Playstation 3 на довольно приемлемый уровень. Анимация персонажей разнообразна и реалистична, конечно, есть лёгкие огрехи, но без этого никуда. Зато в картинку на экране буквально проваливаешься и оказываешься в самом эпицентре развития событий, через несколько минут уже напрочь забывая, что ты вовсе не Джоэл, а Элли - всего лишь виртуальный персонаж. Да, есть текстуры низкого качества, есть угловатые полигональные модели объектов, есть небольшой клиппинг, есть пара не очень естественных эффектов. Но на это совершенно не обращаешь внимания, так как тебе тупо некогда заниматься подобной критикой - главные герои сами себя не спасут. И кому, если не тебе, нужно позаботиться о них? Какие уж тут огрехи могут быть, когда идёт борьба за выживание? Освещение в игре просто великолепно, и ты реально подпрыгиваешь на месте, когда свет твоего фонарика выхватывает из темноты покрытую грибными наростами морду Кликера, прислушивающегося к каждому шороху. Специальные эффекты великолепны, будь то смена погоды, капли дождя, бегущие по стеклу, парящие в спёртом воздухе подвала смертоносные грибные споры, снежная метель или бурные потоки горной реки - даже на относительно слабеньком по сегодняшним меркам железе 2006 года Naughty Dog сумели создать цельный, дышащий жизнью и играющий яркими красками мир. Так что, можно смело заявить - по поводу графики в этом проекте переживать не стоит. А напоследок представьте себе, что будет, когда Naughty Dog выпустят свою следующую игру для Playstation 4.


Звук и музыка

Музыку для игры написал двухкратный обладатель премии Оскар - аргентинский композитор Густаво Сантаолайя. Неторопливые гитарные баллады перемежаются напряжёнными эмбиент-треками, а затем снова переливаются весенней трелью, давая игроку отдохнуть от длительного напряжения. Музыка этой игре подходит идеально, а учитывая огромный опыт композитора с работе над различными авторскими проектами, к созданию звукового ряда для The Last Of Us он подошёл со всей серьёзностью и самоотдачей.

К актёрам озвучки тоже никаких претензий нет. Я играл в игру с английской озвучкой и русскими субтитрами для проверки того, не подвёл ли меня слух в восприятии англоязычной речи. Специально сравнил оригинальную озвучку и русскую локализацию - разумеется, оригинал выигрывает по качеству. Так что, настоятельно рекомендую играть исключительно с оригинальным звуком! К слову, Джоэла озвучивает (и играет mo-cap его движений) Трой Бэйкер, тот самый актёр, который озвучивал Букера ДеВитта в Bioshock Infinite, так что есть нечто общее между этими двумя играми. Элли же озвучивает и играет актриса Эшли Джонсон, которая озвучивала бессчётное количество анимационных фильмов и сериалов.

Звуки в игре очень важны, как я уже отмечал выше. Следует прислушиваться к любому шороху, чтобы прожить как можно дольше. Звукорежиссёры этой видеоигры приложили немало усилий, чтобы записать как можно более жуткий звуковой ряд, который наверняка не раз заставит ваше сердце биться учащённо и подпрыгивать на месте от ужаса.


Политкорректность

Без неё нынче никуда. Политкорректность, как говорится, во все поля. Несмотря на то, что игра достаточно беспринципна и весьма жестока, в ней не обойдётся без, например ключевых темнокожих героев. Но если наличием темнокожих персонажей сейчас вряд ли кого-то удивишь, то вот наличие персонажа-гея в этой игре вызывает, мягко говоря, непонимание её разработчиков. Причём, этот герой - Билл, довольно брутальный мужик, по внешнему виду которого и не скажешь, что он "из этих". Но создатели игры нам дают несколько довольно очевидных подсказок, после которых не остаётся никаких сомнений - да, это самый настоящий завсегдатай бара "Голубая устрица" и ничего с этим уже не поделаешь. Что ж, оставим все эти финты ушами на совести разработчиков. Зачем было добавлять сексуальные меньшинства в игру такого масштаба и глубины - мне совершенно не ясно, ну да и чёрт с ним. Радует, что он хотя бы с радужным флагом не прыгал и не афишировал свою ориентацию во всеуслышание.


Недостатки игры

Видеоигр без недостатков не существует. И The Last of Us тоже не лишена их. Будучи человеком адекватным, я постараюсь перечислить те недостатки, которые я заметил во время прохождения этой игры:

1) Враги, зачастую не обращают никакого внимания на Элли. Ну, это нам не впервой. В Bioshock Infinite картина точно такая же. С другой стороны, некоторые противники Элли всё-таки хватают и пытаются зарезать или задушить. И если не успеете ей помочь, пока не истечёт определённое время - придётся переигрывать поединок с самого начала. Так что, проблема эта лишь частичная.

2) Очень странно выпадают из убитых противников различные ништяки. Казалось бы, ну очевидным было бы, что у убитого бандита с дробовиков должны быть патроны от этого самого дробовика, но нет. Их у него нет. А если и есть патроны - то, почему-то, от охотничьей винтовки. Ну, это тоже, наверное, осознанный шаг в пользу какого-то внутреннего баланса игры. Так как я заметил, что мне чаще подкидывали патроны от того оружия, которым я чаще пользуюсь в бою.

3) Исчезающие трупы противников - проблема широко известная и уже довольно привычная. В связи с маленьким объёмом оперативной памяти, неиспользуемые на экране объекты приходится удалять из памяти. И ничего тут не попишешь.

4) Ломающееся холодное оружие - вот этот маразм сильно напрягает. Ну как я могу сломать о чью-то голову обрезок железной трубы? Никак. Спишем, опять же, на подобный шаг разработчиков в угоду игровому балансу. А то многие игроки с одной трубой всю игру бы проходили от начала и до конца.

5) Ошибки в русских субтитрах. Их не то, чтобы много, но они есть. Иногда банально пропущены буквы в словах, иногда орфографические ошибки типа "доч" (без мягкого знака), а иногда просто целые непереведённые с английского фразы. Про жутковатую литературную адаптацию перевода я умолчу. Здесь уж каждому своё. Но я бы оспорил некоторые места в переводе.

6) Наличие гея в игре - я уже выше высказался по этому поводу. Не то, чтобы я прямо выступал с транспарантами против людей нетрадиционной ориентации, но и пихать их в каждую игру не следует.

7) Довольно примитивная система крафтинга, очень простое дерево прокачки скиллов и очень уж ограниченноое разнообразие игрового лута. Хочется, конечно, чтобы если и выйдет однажды продолжение этой игры, все эти незначительные недоработки были бы раскрыты гораздо сильнее, чем сейчас. Ну, конечно, это уже мои личные капризы и претензии.


Продолжение банкета

После завершения основного сюжета игры вам будет очень грустно расставаться с полюбившимися персонажами. Подобное ощущение возникает и после окончания великолепного фильма или прочтения замечательной книги. Но не стоит грустить, так как у вас есть возможность оставаться в этом мире сколь угодно долго. Ведь игра предлагает вам мультиплеерный режим, где вам придётся встать на сторону одной из двух группировок и бороться за существования с другими такими же игроками, как и вы. А это куда сложнее, чем любой искусственный интеллект, так что придётся изрядно попотеть.

Также, вы можете скачать комикс, состоящий из четырёх глав, который расскажет вам предысторию The Last of Us и позволит увидеть, какой была жизнь Элли до её встречи с Джоэлом. Не так давно я перевёл две первые главы этого комикса на русский язык (если потрудитесь немного - найдёте ссылки на скачивание архивов с комиксом где-то в соседней новости), так что, к прекрасному могут прикоснуться даже те, кто не очень дружен с английским языком.


Итого

В итоге у нас не просто игра, которую можно назвать избитым словом "шедевр". У нас тут случай уникальный. Это произведение видеоигрового искусства, в которое его создатели вложили столько любви к своему делу, сколько никому из нас и не снилось. Это великолепный и очень сбалансированный шутер от третьего лица. Это замечательный представитель жанра стелс-экшен с огромным разнообразием тактик ведения боя. Это игра с лучшим искусственным интеллектом виртуальной напарницы (да простят меня любители Bioshock Infinite). Это игра безжалостная, бескомпромиссная, ровно такая, какой и должна быть игра про выживание. Игра, в которой нет длинных философских рассуждений, а люди сначала стреляют, а уже потом задают вопросы. Эта игра про обычных людей и их взаимоотношения. Это игра про тонкую душевную привязанность дочери и отца. Это невероятное единение игрока с персонажами, которых он видит на экране. Игра The Last of Us выше всяких оценок по десятибалльной шкале. Её можно либо любить, либо ненавидеть по каким-то своим личным причинам, но безразличной игра точно не оставит никого. The Last of Us - однозначно одна из лучших видеоигр, созданных человеком на сегодняшний день и спорить с этим будет разве что совсем недалёкий человек без эмоций и чувства вкуса.

Комментарии (145 Комментариев)