Перейти к основному содержанию

Xbox – взлёт и падение, история американского эксперимента

Author: truth1one / Дата: чт, 2016-03-10 10:10 / Тэги: XBOX
Analytics

Анонс игровой приставки от Microsoft стал настоящим шоком, учитывая насколько богата и влиятельна была Microsoft.


Технические характеристики Xbox включали CPU от Intel (аналог Pentium III 733Mhz), GPU от Nvidia и 64Mb общей памяти с высокой пропускной способностью. По сути это был ПК, только GPU опережал своё время и не имел прямых аналогов на ПК (там было что-то среднее между GeForce 3 и 4).

Помимо прочего, консоль могла похвастаться жёстким диском, многоканальным Dolby Digital 5.1 звуком (у PS2 он был только в видеороликах, а у GC не было вовсе) и сетевым адаптером.


Если владельцы PS3 и X360 постоянно спорили, где лучше мультиплатформа, то тут всё было просто – вся мульти была однозначно лучше на Xbox. Все игры поддерживали 480p (против 480i у PS2). Хорошим примером мощи косноли от Microsoft служит SoulCalibur 2 – 1280x720 на Xbox (рендеринг а не апскейл) и 640x240 на PS2 с тормозами...


Помимо этого у Xbox был настоящий онлайн сервис c 2002 года.

Для продвижения своей консоли Microsoft купила множество эксклюзивов, но в целом очень сильно отставала по этому параметру от PS2. Хотя хороших игр там было предостаточно – Morrowind, Fable, Halo 1/2, Ninja Gaiden, DoA3, Jade Empire, Panzer Dragon Orta, Project Gotham Racing, Forza, KOTOR 1/2, Splinter Cell, Conker, MechAssault итп.

 

Из недостатков можно назвать стоимость, которую MS не могла снизить так, как хотела бы, из-за того, что Intel и Nvidia отказывались скидывать цену на свои комплектующие. После этого - Microsoft больше не сотрудничала с этими компаниями для создания своих следующих консолей.


Ещё Xbox был просто огромным, с громадным джойстиком в худших традициях Dreamcast'a.


Всего Microsoft удалось продать 24 млн консолей и выйти на второе место. Для сравнения у гораздо более долгоживущей PS2 155 млн (!!!), а у аутсайдера GameCube 21.7 млн.
24 млн это намного больше, чем у Sega Saturn и Dreamcast вместе взятых.

 

В целом Xbox был весьма неоднозначной платформой. С одной стороны, он принёс MS огромные убытки (по разным оценкам примерно 7 миллиардов), с другой, там была однозначно лучшая мультиплатформа (посмотрите сколько лет сонибои спорили с ящерами за лучшую мульти, выискивая минимальные различия). Современные консоли стали как две капли воды похожи на первый Xbox – ПК железо, общая память, обязательный жёсткий диск, упор на онлайн, упор на западные игры...


По сути Xbox предсказал развитие консольной индустрии и именно он похоронил амбиции Nintendo, которая после слива новой консоли ушла делать Wii с дилдо вместо нормального джойстика, дабы ни с кем не конкурировать.

Сама идея Xbox была интересной – максимально мощная и в тоже время простая платформа.

 

Всего через 4 года Microsoft выпускает свою новую консоль – Xbox 360. На сей раз она гораздо больше походила именно на консоль – мощный трехъядерный PowerPC 3.2Ghz CPU от IBM (для его создания IBM просто взяла PPE ядро Cell'a которое было проплаченного Сони и умножила его на три), уникальный GPU от AMD опережающий своё время (унифицированные шейдеры) с 12Мб сверхбыстрого видеокеша (благодаря ему антиалиасинг в мультиплатформе был лучше в основном на X360) и 512Мб общей памяти. Ещё был очень качественный железный апслейлер, который позволял хорошо растягивать картинку до 1080p. Ну и превосходный джойстик, который стал потом стандартом де-факто на ПК.


Жёсткий диск был не обязателен, это открыло дорогу дешёвым Arcade версиям с которыми Сони долгое время было нечем конкурировать.

 

По слухам, Microsoft серьёзно нарушила планы Сони, которая не планировала выпускать PS3 так скоро (зачем ей это, учитывая невероятный успех PS2 которая вся ещё хорошо продавалась). В результате Сони оказалась не готова, её GPU разрабатываемый Тошибой ещё не был готов. Это нарушило всё - Сони пришлось вставлять устаревшее решение от Nvidia, которое не умело работать с XDR памятью. В результате PS3 получила устаревший GPU и раздельную память (которая поставила крест например на голосовом чате, ибо данные приходилось дублировать, что не давало Сони манёвра для добавления некоторых функций с свою OS). Ещё PS3 вышла слишком дорогой.

эту игру анонсировали как эксклюзив PS3


В результате грамотно созданный X360 вышел на год раньше, захватил часть рынка, щеголял в разы лучшим онлайн сервисом и свершил своё главное достижение – украл у Playstation почти все её основные эксклюзивы... Главная сила PS2 - GTA стал чистой мультиплатформой, анонсированный как PS3 эксклюзив Assassin Creed вышел на Xbox в лучшей версии, икона PS – Tekken стал мульти, как и DMC. И даже, о боже – Final Fantasy вышла на Xbox 360!!! Из MGS Сони удалось спасти только 4-ю часть, потратив на это кучу денег.
Поначалу мультиплатформы была гораздо лучше на X360, потом ситуация немного выровнялась и PS3 еле-еле смогла конкурировать в этом плане с консолью, которая вышла на год раньше и стоила гораздо дешевле... Для этого разработчикам пришлось сначала писать код под PS3, а потом портировать его на X360, что было весьма просто. Портирование же с X360 на PS3 было сложным и не в пользу платформы от Сони.

Были у неё и проблемы – дичайший процент брака (RROD) вплоть до выхода Elite версии в 2009, DVD из-за которого FF13 лишилась исследования мира и возврата по локациям и subHD в эксклюзивах. Ещё её очень быстро взломали (буквально через несколько месяцев) из-за чего она была настолько популярна в бывшем совке.
В результате Xbox 360 продался тиражом в 84 миллиона консолей примерно как и PS3. Серьёзно опережая консоль от Сони в США, а так же опережая её и по количеству проданных игр.

 

Слиться PS2 примерно в 6 раз, и затем выйти в 1 к 1 уже в следующем поколении... Это был невероятный успех! Хотя под конец жизни консоли стало ясно, что Microsoft, несмотря на свои огромные ресурсы не может тягаться с Сони по количеству и качеству эксклюзивов.

 

Именно X360 принёс консолям качественный и многофункциональный онлайн сервис, ачивки, инди, популяризировал DLC. Пекарям он подарил джойстик, под который до этого весьма плохо оптимизировали игры. Ещё Kinect для X360 оказался довольно инновационен и популярен, в отличии от забытого Сони PS Move...

 

С Xbox One всё сложилось изначально очень и очень плохо. Все эти разговоры про обязательное онлайн подключение и и привязке игр к консоли чтобы убить перепродажу - очень сильно ударили по её репутации. Хоть MS потом и отменила весь этот бред...


Дальше хуже... MS начала пиарить свою платформу как какой-то видеоплеер с мечтами продавать её через ТВ операторов с подпиской на всякий американский футбол...


Дальше ещё хуже – начинка платформы серьёзно уступала PS4, по разным оценкам на 40-70%. У X1 гораздо слабее GPU и почти в 3 раза медленнее память. А объём ESRAM оказался слишком малым для 1080p.


И вот дальше последовала главная ошибка – консоль с нагруженная Кинектом продавалась на 100$ дороже более мощного конкурента... Да, вышел огромный, убогий, маломощный и дорогой видеоплеер без игр, который тянет мульти в основном в 720-900p... Это был полный провал. Совершенно очевидно, что создание и продвижение консоли доверили клоунам.


Никакие сказки про облака, DX12, Win 10, прайсдропы и отказ от Кинекта в комплекте - ситуацию не исправили и лидером, закономерно стала более грамотная PS4.

 

А потом фанатам Xbox плюнули в лицо сначала анонсом Rise of the Tomb Raider на ПК, потом слили ремейк Гирсов, потом Quantum Break анонсировали на ПК с одновременным выходом, а затем уплыла и, о ужас – Форза которая до этого никогда на ПК не выходила. И пошли разговоры про единую экосистему Xbox – PC.

 

В результате если у вас есть нормальный PC (даже не hi-end), то Xbox One вам попросту не нужен. Но так ли это плохо для Microsoft? Когда она вышла на консольный рынок, прибыль на нём превосходила ПК 9 к 1. Сейчас же она практически 1 к 1 с тенденцией к увеличению в пользу ПК. Самой Microsoft нужно раскручивать Windows 10 и DX12 как игровые платформы. Так же нужно раскручивать и Windows Store, который сильно уступает Steam'у от Гейба.


С другой стороны, выпуская любую игру на консоли, издатель платит MS с каждой проданной копии, это и есть основная прибыль платформодержателя. На ПК с этим лучше для издателя, хотя наверняка MS планирует получать прибыль с продаж игр через свой сервис, минуя третьих лиц.

 

На самом деле ничего страшного для компании не произошло. Xbox One за 350$ не является прямым конкурентом PC. Xbox эксклюзивы и до этого уплывали на ПК (правда не так быстро). Купив Quantum Break на ПК MS не потеряет ни цента.


А вот по чувствам форумных фанатов Xbox был нанесён сильный и болезненный удар, который оставил их без чистых эксклюзивов.

На самом деле главная проблема Xbox One на сегодня это не отплыв её игр на ПК, а малое их количество и невероятно скудная раскрутка платформы. Походу главенствующий в Microsoft индус решил отказаться от больших трат на игровую консоль и решил сконцентрироваться на более перспективных направлениях (Windows 10).

 

На данный момент было продано 19 млн Xbox One, против 35 млн PS4. Да, отставание существенное, однако ни о каком провале и речи быть не может. Как не может быть и речи, о повторении ситуации что была с PS2 vs Xbox (155 vs 24 млн). Консоль от MS серьёзно обошла провал от Nintendo под названием Wii U и является солидным игроком нормер 2.

Xbox One продаётся примерно как и успешный Xbox 360 за тот же период времени. Вся мульти, пускай и в говноверсиях, но всё же выходит на ней.
Так что ничего страшного, главное чтобы Microsoft вспомнила про покупку эксклюзивов и раскрутку платформы...

 

История Xbox ещё не закончена, платформа ещё далека от провала. Провал это Saturn, Dreamcast, Vita и Wii U, а второе место на рынке консолей – провалом не является. Вскоре разгорится война за второе место между X1 и NX от Nintendo, и что-то мне подсказывает, что Нинтенда будет окончательно повержена в этой схватке.

Комментарии (70 Комментариев)