Lethal Company про «Гигахрущевку» — обзор российского хоррора «Клеть»
Как крипипаста из «Двача» породила целую вселенную, и почему лифт хочет тебя сожрать.
Рассказываем про игру в сеттинге крипипасты, где лифт хочет тебя сожрать
Душные и разрушенные помещения постсоветских многоэтажек, желающие полакомиться твоей плотью монстры и узники, готовые убить за канистру с топливом и гаечный ключ. Настоящий кошмарный сон в сеттинге постапокалипсиса, но именно так встречает «Клеть» — российский кооперативный хоррор, который не сказать, что пытается копировать популярную
Lethal Company. Вовсе нет: у «Клети» настолько самобытный антураж и атмосфера, что приключения космических мусорщиков покажутся манной небесной.
Рассказываем о первых впечатлениях от игры, которая вышла в раннем доступе, а также объясняем, почему проклятый лифт, выступающий транспортом для игроков, хочет тебя сожрать. И аккуратнее в очередном лабиринте «Гигахрущевки» — «Самосбор» скоро начнется.
Что за вселенная «Самосбора» в постсоветском сеттинге?
Мы уже были знакомы со вселенной «Самосбора» и активно начали мониторить тему после посиделок в «Клети». Феномен родился в одном из тредов «Двача» в 2017-2018 годах, когда интернет давно обсуждал SCP и прочие крипипасты.
Тема «Самосбора» достаточно обширна и заслуживает отдельного обзора. Но чтобы с комфортом поиграть в «Клеть» (хотя игра не заставляет погружаться в лор вселенной заранее), достаточно знать основные элементы, которые связаны с хоррором.
- В игре есть «Гигахрущевка» — огромная и бесконечная конструкция в которой живут люди. Ее нельзя покинуть и сбежать не получится;
- В мире «Самосбора» есть уникальные фракции и группы, занимающиеся различной деятельностью: ученые, инженеры и рабочие на заводах;
- Есть и сам «Самосбор» — странная аномалия, распространяющая опасный токсин с привкусом сырого мяса, убивающая людей или превращающая их во что-то похуже;
- Ликвидаторы активно борются с последствиями «Самосбора» и стараются выжить.
Воодушевившись от интересного сеттинга и приготовившись спасать жизни людей в роли ликвидатора, мы запустили «Клеть» и удивились. Игрок здесь — не смелый защитник человечества, а заключенный. И спасать нужно самого себя.
Основной сюжет хоррора «Клеть»
Мы просыпаемся в темном и жутком помещении. Напротив странный лифт, а в дальнем углу лежит тело такого же неудачливого заключенного, как сам геймер. Бедолага оставил предсмертную записку, где рассказал основные советы по выживанию в этом мире.
Главной задачей в игре является путешествие в самое сердце «Гигахрущевки»: никто его не видел и никто не смог туда добраться. Перемещаться будем в жутком лифте с огромной пастью монстра на потолке. Начать путешествие можно в одиночку, но советуем взять с собой друзей: кричать и ужасаться вместе намного веселей.
Основные игровые механики в «Клети»
Способности персонажа и кооперация с другими игроками
В «Клети» есть уникальная механика перков персонажа: при старте сессии каждый геймер наделяется случайными способностями в зависимости от совершенных преступлений героя в прошлом. Украл две банки пива? Получай скидку на покупки в магазине. Фиктивно женился на девушке-сектантке? Звучит грустно, но вот тебе прибавка к здоровью.
Эта система заставляет игроков кооперироваться в зависимости от приобретенных бонусов. Любитель поджигать самого себя лучше выдерживает атаки противников, а бывший маньяк с гаечным ключом быстрее справляется с ловушками.
В «Клети» не получится заниматься тем, чем хочется, как в Lethal Company. На какую статью наработал, то и получишь. Поэтому в хорроре есть простор для реиграбельности.
Поддерживаем лифт в исправном состоянии, а не то он нас сожрет
Чтобы лифт работал исправно, необходимо постоянно заправлять топливный бак и чинить пульт управления. Также не стоит забывать о питании нашего транспорта: если «Клеть» вовремя не покормить, то следующим ужином для нее станет сам геймер. Рацион у монстра разнообразный — водка, пиво, мясо крыс, монстров и людей.
А еще «Клеть» выступает в качестве хранилища. В нее можно складывать различные припасы, чтобы они не валялись на полу лифта. Главное не стоять прямо под пастью монстра, а не то охотничий капкан или мина упадет на голову игрока.
Исследуем этажи «Гигахрущевки» в поисках припасов
Путешествуя по этажам «Гигахрущевки», геймеры могут останавливаться на уровнях и совершать вылазку за припасами. Пригодится все: топливо для лифта, медикаменты, еда, оружие, улучшения для двигателя и местная валюта — пустые бутылки.
По мере продвижения вглубь конструкции заключенные начнут встречать больше ловушек в виде мин и капканов, новых врагов и более продвинутые модификации. Точное количество уровней неизвестно: 74 этаж стал местом, где наш герой получил по башке гаечным ключом.
С кем предстоит сражаться в «Клети»
Бестиарий противников в «Клети» насчитывает несколько врагов: грибоголовые и медленные зомби, пауки в дорожных конусах и высокие и быстрые гуманоиды, которые истошно кричат при приближении.
Еще в игре встречаются люди — заблудившиеся на бесконечных этажах заключенные под управлением ИИ. Неожиданные встречи с ними часто вызывают желание подпрыгнуть на стуле. Арестанты помогать вам не станут: с удовольствием украдут припасы из лифта или вовсе огреют по голове.
Побег от «Самосбора»
В «Клети» тяжело почувствовать себя в безопасности. Богатые на ресурсы этажи часто становятся причиной начала «Самосбора» — аномалии, которая распространяет смертельный токсин. Стены «Гигахрущевки» начинают трястись, герой задыхается, нужно срочно бежать к лифту. Если сопартийцы не успели к спасительному выходу, то им суждено остаться навеки на жутких этажах. Это, конечно, по лору вселенной, а в игре напарники переродятся на следующем уровне, но без накопленного снаряжения.
Разнообразие уровней в «Клети»
Каждый уровень в «Клети» создается случайно путем процедурной генерации. Этажи в игре отличаются не только наполнением предметов и количеством комнат, но и климатом. Один уровень может оказаться пылающим в огне, а второй заставит скользить по льду.
Картинки (4шт):
Оффтопик
В игре существует бонусный уровень с магазином, чтобы пополнить припасы и купить новые улучшения для лифта. Но встречается он нечасто, поэтому надеяться на спасительный этаж с местным ларьком не стоит.
В «Клети» много отсылок и пасхалок
Может показаться, что вся «Клеть» пропитана отчаянием, страхом и жутью. Это не так. В игре есть множество забавных моментов, которые напоминают геймерам о надежде и спасении. В «Клети» можно находить кассеты для радио, чтобы поездки в лифте проходили спокойно и задорно. Если оригинальный саундтрек хоррора пугающий и настораживающий, то магнитофон без проблем включает тихую музыку в стиле какой-нибудь кофейни вашего города.
Не обошлось в «Клети» и без пасхалок. Здесь они на любой вкус и цвет, зарубежные и отечественные: отсылки на мемы, популярные игры, музыку и кинофильмы.
Картинки (7шт):
Оффтопик
Что хорошего есть в «Клети»
«Клеть» хочется похвалить за уникальный дизайн и атмосферу. Игр по вселенной «Самосбора» не так много, а те, что есть, всегда выделяются на фоне конкурентов за счет сеттинга. Lethal Company с его космическими перелетами между планетами и гигантскими инопланетянами выглядит слишком просто.
«Клеть» в своем геймплее разгоняется потихоньку и не спешит, позволяя геймеру прочувствовать местный колорит безысходности. Там за углом кто-то скребется, за стеной слышны странные вопли и крики, а на фоне играет атмосферный эмбиент. Хоррору не нужны неожиданно выпрыгивающие монстры, чтобы напугать. «Клеть» это делает дизайном, подачей, и страх в игре часто сменяется на ощущение тоски и одиночества.
Привычные подобному жанру механики здесь переосмыслены, хоррор постоянно пытается как-то удивить игрока неожиданными ситуациями. Западным геймерам игра очень зашла: они отмечают, что «Клеть» всегда держит в напряжении. Но нам так не кажется. Зайдя в одну из покинутых квартир «Гигахрущевки» с пыльным диваном, оставленным чайником и пузатым телевизором, ощущаешь какое-то родное тепло. Осознаешь, что когда-то здесь жили люди, а нарративный дизайн хоррора таким образом строится через окружение.
За что «Клеть» хочется поругать
Стоит учитывать, что «Клеть» вышла в раннем доступе. Мы ожидали множество багов, но вместо них нас встретил мир, который очень быстро раскрывает все свои достоинства. Контента в хорроре пока маловато: не хватает одежды для кастомизации персонажа, противников, ловушек, неожиданных моментов и активностей. Советуем геймерам пробовать «Клеть» порционно, по часу в день, чтобы выживач не наскучил быстро.
Хоть мы похвалили игру за нерасторопность, для некоторых геймеров это может быть и минусом. Если Lethal Company уже со второго посещения очередной планеты вываливает тонну жутких монстров и хоррор-моментов, то в «Клети» временами можно уснуть. Процедурная генерация дает о себе знать: бывает, что каждый этаж «Гигахрущевки» наполнен динамичным геймплеем, а временами пролетаешь уровень за уровнем без какого-либо усердия.
Отсылки и пасхалки это, конечно, очень хорошо, но разработчики моментами перегибают палку. Шутки — это замечательно, но не в тот момент, когда геймер погружается в мир и его атмосферу. Приведем простой пример.
На одном из уровней игры начинался страшный «Самосбор». Стены трясутся, звучит сирена. И в момент, когда мы готовы бежать к лифту, чтобы спастись, «Гигахрущевка» издает протяжный газовый звук. Все погружение улетучилось в то же место, откуда страшная конструкция решила показать свои таланты.
Мы можем сравнить подобные шутки с отсылками в другой отечественной игре — Atom RPG. Разработчики российского Fallout тоже перебарщивали с неуместными шутками, которые полностью портят погружение. Возможно, что геймеры оценят такой подход, но для некоторых это больше минус, чем плюс.
Несмотря на недостатки, «Клеть» — это самобытный хоррор от российских разработчиков. Игра продается в Steam за 310 рублей: оправданная и комфортная цена за тот контент, который предлагают авторы. Выживач активно обрастает базой фанатов, модами и, надеемся, получит множество обновлений в будущем.
Хочется, чтобы «Клеть» стала образцовой игрой с поклонниками не только в России, но и за рубежом. Если геймеры хотят получить новый опыт, но устали от тоже местами комичной Lethal Company, то «Клеть» в близком нам постсовестком антураже — отличный выбор.