Поняли ли вы Cyberpunk 2077: о чем история Ви и Джонни
Поговорим об игре, как о произведении искусства.
Поговорим об игре, как о произведении искусства
Ровно пять лет назад, 10 декабря 2020 года, свет увидела
Cyberpunk 2077. Тогда говорили, что это фиаско: бесконечные баги, кривой ИИ и обманутые ожидания игроков. Казалось бы, мегапроект CD Projekt RED с треском провалился. Перематываем в 2025-й — игра жива. Более того, она
продается миллионными тиражами и стала
главным источником прибыли студии. Почему?
Да,
игру починили, но с одной ее составляющей проблем никогда и не было. Это история — сюжет, диалоги, персонажи. Cyberpunk 2077 есть что сказать, и в честь первого юбилея игры я хочу разобрать, что именно.
Внимание: спойлеры будут, и много!
«Война и мир» от видеоигр
Как много труда было вложено в сценарий, видно уже по масштабу: в англоязычной версии свыше 70 тысяч строк диалогов, то есть почти 600 тысяч слов. Это больше, чем во «Властелине колец» и «Хоббите» вместе взятых. В Phantom Liberty почти столько же. Работа проделана титаническая, сами сценаристы сравнивают свой труд с монументальным романом Льва Толстого.
Разработка настолько большой и сложной игры — огромный вызов. За короткое время нам нужно было написать столько же текста, сколько в «Войне и мире», — и большая часть этого объема состоит из сцен с разветвленными диалогами, из-за которых персонажи ведут себя по-разному, а выборы приводят к целому спектру последствий.
Марцин Блаха, главный сценарист Cyberpunk 2077
Такая фундаментальная история просто не могла быть о чем-то одном. У отдельных квестов свое идейное наполнение, как в случае с «Уличным правосудием», в котором Ви сталкивается с раскаявшимся серийным убийцей. Но в целом в Cyberpunk 2077 так или иначе переплетаются несколько ключевых тем.
Человек и мегаполис
Мы сами создали монстра и даже не заметили, как он начал пожирать нас заживо.
Джонни Сильверхенд о Найт-Сити
Позволю себе небольшое лирическое отступление: я из маленького города. Переехала в Санкт-Петербург ради образования и быстро поняла, что не хочу жить в мегаполисе. Я с Севера, но по-настоящему холодно мне стало именно в большом городе.
Людей много, а все такие… одинокие. На улицах вечный праздник, но веселья в нем мало. Послушаешь, о чем толкуют за барными стойками — только и разговоров о том, как все несчастны. Люди будто не ценят друг друга, потому что знают: в этом городе всегда найдется кто-то еще.
Это сугубо мои впечатления — надеюсь, никого ими не обижу, — и они перекликаются с тем, как в Cyberpunk 2077 изображен Найт-Сити. Он кажется главным героем наравне с Ви и Джонни. Сияющий неоном город мечты, который манит всех обещанием денег, славы, настоящего дома. Но на деле лишь единицы получат желанное — и те в итоге заплатят слишком высокую цену.
Ви и другие персонажи так или иначе вступают в борьбу с этим городом, но победителем не выходит никто. И это вполне осознанный ход сценаристов.
Найт-Сити — как живое существо со своим характером и причудами; он может быть одновременно прекрасным и жестоким. В Cyberpunk 2077 город — целый мир, его обитатели сталкиваются с ним и в большинстве случаев проигрывают в нечестном бою.
Марцин Блаха, главный сценарист Cyberpunk 2077
Даже добившись статуса легенды в концовке «Солнце», Ви выглядит несчастной — на вершине оказалось очень одиноко. У нее есть все, но ей нечего терять и бороться тоже больше не за что. Это отдаляет ее от окружающих.
Конфликт с городом сближает наших героев. В этом одиноком мире общий враг объединяет людей.
Марцин Блаха, главный сценарист Cyberpunk 2077
В Найт-Сити нет счастливых концов, поэтому я вижу в истории Cyberpunk 2077 своеобразную критику мегаполисов. Ви и Джонни в конце могут покинуть город, и это подается как правильное решение.
Человек и система
Я видел, как корпы забирают у фермеров воду, а потом и землю. Видел, как они превращают Найт-Сити в машину, которая ломает судьбы, уничтожает надежды и выкачивает деньги. Они давно получили контроль над нашей жизнью, но теперь им нужны и наши души. [...] Это война людей против системы, которая перестала нам подчиняться.
Джонни Сильверхенд
Хотя Найт-Сити и играет важную роль, по сути это красивый, слепяще яркий фасад уродливой системы. Над залитыми неоновым светом улицами властвуют корпорации — левиафаны, которым нет дела до людей. На свободном рынке продается все — тела, воспоминания, любовь. И как мы узнаем в ходе истории — еще и души. Все стало просто товаром — даже бунт.
Это видно на примере Джонни Сильверхенда. Его заряженное ненавистью к корпорациям творчество в 2077-м свелось к принтам на футболках и кучке артефактов для богатеньких коллекционеров. А сам Сильверхенд — узник «Арасаки», которую он так ненавидит.
Это мир, в котором система и власть имущие буквально превратили людей в объекты. Очень часто люди и сами себя объективизируют.
Патрик Миллс, дизайнер квестов Cyberpunk 2077
Всеобъемлющая система поглощает противников, а их идеи переупаковывает и продает остальным недовольным. Каждому уготована своя неприглядная роль, хочешь играть другую — готовься страдать. Джеки, Эвелин, Ви — люди, судьбы которых сломаны попыткой подобраться к вершине.
Кучка сверхбогатых управляет миром, держа на поводке всех и нищих, и политиков. Воплощение этого зла — «Арасака», и опыт Джонни показывает, что можно годами кричать со сцены о грехах корпорации, даже взорвать ее офис — но ничего не изменится. Она лишь одна из голов Лернейской гидры — системы.
Что это за «система» такая? Мироустройство, в котором всем руководят деньги — поздний капитализм. Сеттинг и история Cyberpunk 2077 пропитаны его критикой — создатели не скрывают, что игра очень политизирована, а основа противоречивого Найт-Сити — современная Америка.
Я американец. Сейчас я живу в Польше, но я всегда любил Америку. Только люблю я ее так, как любишь человека, которого знаешь очень давно: ты знаешь его недостатки, и иногда эти недостатки оказываются непреодолимыми. Именно в это мы хотим углубиться [в Cyberpunk 2077], мы знаем, что хотим сказать и как хотим это сказать.
Патрик Миллс, дизайнер квестов Cyberpunk 2077
Я четко считываю посыл: этот мир неправильный. Можно спорить, насколько такая критика уместна в блокбастере. В конце концов, игровая компания с многомиллионными прибылями продает нам шанс почувствовать себя бунтарем, лежа на диване с геймпадом. Но я сторонник идеи, что видеоигры — это искусство, в котором уместно и такое высказывание.
Человек и смерть
Только перед лицом смерти человек становится тем, кто он есть на самом деле.
Джонни Сильверхенд
Вот мы и подобрались к одной из ключевых тем. По крайней мере, главный сценарист называет Cyberpunk 2077 игрой именно о смерти. История Ви с самого начала построена вокруг простой и очень неприятной истины: она умирает.
В мире киберпанка смерть — одна из немногих все еще необузданных сил природы. Люди научились бороться с болезнями и старостью, синтезировали все, что только можно. И только перед смертью все равны.
Сабуро Арасака вознамерился это изменить, но этому будто противится само мироздание. Роковое стечение обстоятельств нарушает планы возжелавшего бессмертия старика — и в этот момент на сцену выталкивают главных героев.
Ви и Джонни — две стороны одной монеты. Одна умирает и пытается спастись, а другой уже умер. Их глазами мы по-разному смотрим на смерть: одна боится, другой считает, что есть вещи куда хуже.
Мы создали персонажа, для которого смерть — ничто, а верность своим убеждениям — все.
Марцин Блаха, главный сценарист Cyberpunk 2077
Чью сторону выбрать, решают игроки, которых игра потихоньку подводит к мысли, что простого решения не будет. Смерть хочет — нет, должна — остаться непобежденной. Одержать над ней верх можно только очень высокой ценой. Поэтому в игре и
нет традиционной хорошей концовки.
The Witcher 3: Wild Hunt — это игра про семью. Cyberpunk 2077 — игра про смерть. Когда рассказываешь историю о борьбе за выживание, но одновременно — о неизбежности смерти, она не может хорошо закончиться.
Марцин Блаха, главный сценарист Cyberpunk 2077
Вместо хэппи-энда Cyberpunk 2077 предлагает задуматься: что делать перед лицом неизбежного? Как прожить свою жизнь не зря и достойно встретить смерть?
В Найт-Сити от героев остается немногое. Что предлагает та самая «система»? Голографическое надгробие или место в тюрьме душ. Последнее ждет Ви в концовке «Дьявол» и, если верить Джонни, это участь хуже смерти.
«Солнце» предлагает альтернативу — Ви, следуя правилам Найт-Сити, становится той самой легендой, на которую будут равняться молодые наемники. Получается, можно исчезнуть, но увековечить свое имя поступками.
В «Звезде» все наоборот: Найт-Сити, его правила и даже слава остаются позади. Ви вместе с кланом Альдекальдо уезжает в закат, напоминая: после тебя останутся люди, которым ты был не безразличен.
В самом начале игры Декстер де Шон задает вопрос: «Тихая жизнь или смерть в лучах славы?» И игроку в конце концов приходится на него ответить. Потому что природа смерти и то, как нам стоит к ней относиться, — идейное сердце Cyberpunk 2077.
Мы взялись за целый ряд непростых тем: смерть, мечты и амбиции, невозможность им следовать, неудержимая мощь системы, в которой мы все живем, и наконец — если мы обречены, что мы можем после себя оставить? Речь о славе, о том, чтобы делать добро в мире, или, может быть, о том, чтобы изменить жизни нескольких избранных людей и остаться в их памяти? Все эти темы откликаются и в истории Ви, и в истории Джонни.
Игорь Саржинский, нарративный директор CD PROJEKT RED и режиссер кат-сцен в Cyberpunk 2077
Как и любой предмет искусства, игру CDPR каждый может трактовать по-своему. Это всего лишь мои мысли, подкрепленные словами самих сценаристов.
А как историю Cyberpunk 2077 поняли вы? Пишите в комментариях!