Панихида по Стим Деке
: 18 июл 2021, 15:25
В тредхе разберем основные причины, почему стим дека по итогу останется нишевым устройством для гиков, и уж тем более почему это никакой не конкурент нинтенды свич.
1. Позиционирование
Как видим, нам сходу пихают интерфейс стима и делают большой упор на библиотеку стима. Несомненно поддержка библиотеки стима это большой плюс для тех людей, у которых она есть в принципе, для всех остальных это какой-то очередной непонятный магазин игр.
Просто представим, что бабуля пришла в магазин, сделать внучку подарочек на новый год. Бабуля видит на одной полке коробки с непонятными стим деками, пытается выяснить а где же брать игры, консультант с красными глазами говорит что вот нужно подключиться к вай-фай, создать аккаунт стима (перед этим создать почтовый ящик), подключить двухфакторную авторизацию или активировать стим гвард (поставить стим аппу на смартфон), привязать номер своего телефона, привязать банковскую карточку и вот после этого можно наконец-то зайти в сам стим на девайсе и серфить в магазин в поиске игр, ну и покупать их и загружать на девайс. Только надо не забыть после покупки отвязать карточку, или сразу привязать виртуальную, чтобы внучек не скупил все игры, опустошив банковский счет бабули в ноль. А как внучку поиграть в игрулю с другом? Нужно докупить любой геймпад, пройдите вот в тот отдел прямо 100м, налево, направо, вверх, вниз и выберете что-нибудь подходящее.
Как все мы понимаем, бабуля ебанет этого консультанта костылем и купит внучку симпл-димпл.
А теперь разберем противоположную ситуацию, когда эта бабуля забрела бы в уголок нинтенды:

Тут все максимально понятно и прозрачно для любого человека: есть приставка, есть игры, можно взять коробку с игрой, покрутить в руке, почитать описание, есть куча аксессуаров, за дополнительным геймпадом не надо никуда бежать, все вот тут, в одном месте. Не нужно подключаться к вайфаю и привязывать карты, просто вставляешь картридж и играешь (* есть несколько игр, которые даже на картридже требуют обязательной загрузки недостающих данных, но таких мало).
У стима нету своей истории, насчитывающей десятки лет, нету своих узнаваемых героев (думаете на коробке со стим декой напечатают гордона фримена или кубик из портала?), нету своих актуальных серий игр, с которыми потребители могли бы ознакомиться прямо на месте, в магазине, нету своих аксессуаров (за доп. геймпадом придется идти в отдел сони/хбокса), да и как будет выглядеть отдел со стим деками в офлайн магазине?
Просто завалят коробками, ну и лого стима сверху повесят.
Из всего этого следует, что стим в принципе не будет продавать свои устройства в офлайне, только у себя на сайте. А офлайн продажи это главный способ нарастить инсталбазу пользователей.
В праздники люди скупают сотни тысяч консолей, а стим не готов выходить на этот рынок.
2. Для кого все же сделали деку?
Очевидно, что для давнишних пользователей стима - людей, уже являющихся обладателями ПК и имеющих какую-никакую игровую библиотеку в стиме. Тогда встает другой вопрос - зачем таким людям еще один ПК, но только портативный? Сейчас можно стримить игры со своего ПК на любое устройство (смартфон, планшет, пс вита, да хоть на тот же свич при желании):

То есть если в условном отпуске появится дикое желание поиграть в ПК игры, можно сделать это и без стим деки тысячами способов. Дома уж тем более никто не захочет довольствоваться маленьким лоурез экранчиком, вместо привычного большого тв/монитора.
Тут, опять же, остаются только гики, которые до этого пытались на тостере с холодильником поиграть, чисто по фану.
3. Софт и игры
Библиотека игр стим деки = библиотека игр стима с ПК, но есть нюансы. Тк. изначально девайс поставляется со своей ОС, на базе линукса, игры, не заточенные под линукс (а таких большинство), будут работать через бинарную трансляцию системных вызовов WIN32 API в эмулируемые вызовы текущей ОС, DirectX API транслируется и эмулируется через вулкан, то есть никакой трасировки в таких играх не будет, плюс падение в производительности при трансляции (то, что DirectX делал одним шейдером, при трансляции в Vulkan делается двумя/тремя и тд), плюс есть куча неподдерживаемых в протоне игр.
Но то, что показали несколько относительно новых рабочих игр (Control, Fallen Orders, Death Stranding), не может не радовать, возможно команда Стима дополнительно работают над поддержкой игр.

Ну и, как понимаете, нет никакой гарантии, что та или иная игра будет работать стабильно. Разрабы уже прокатили стим машины с поддержкой линукс игр, прокатят и стим деку.
Так же на стим машину можно поставить Windows 10/11, но, опять же, майки не будут пытаться оптимизировать работу своей ОС, для них стим дека это просто ноутбук. Так что всякие бэкграунд процессы могут высаживать аккумулятор и производительность, а у команды Стима нет никаких рычагов это пофиксить, не работая с майками напрямую.
4. Эргономика
Конечно конструкторы хотели сделать что-то не похожее на уже существующие портативные девайсы и у них это получилось - стим дека выглядит как кривой мутант, у которого от удара по морде перекосило челюсть.
Более некрасивого устройства мне сложно представить. Из-за того, что стики и управляющие кнопки находятся на одном ряду, площадь боковых панелей увеличилась, внизу разместили по трекпаду, но большая часть, отведенная под органы управления, под кнопоками Dpad'a и ABXY просто никак не используется:

Из-за чего устройство получилось очень большим и громоздким на вид, хотя за счет лучшей компоновки можно было бы вставить экран побольше, либо уменьшить размеры.
5. Ценовая политика
Выглядит следующим образом:

Понятно, что версия за $399 существует только для завлечения пользователь, скорее всего их будет выпущено намного меньше, чем остальных, и в свободной продаже их будет не найти (как например PS5 DE).
Ну и 64Gb это очень мало, условную ГТА5 или РДР2 невозможно будет установить. Есть поддержка флеш накопителей, загрузки с которых увеличатся на несколько минут.
Думаю, что в основном будут покупать 256Gb NVME версию и менять накопителей на более емкий, в несколько Тб. Гикам не составит труда это сделать.
6. Железо
Железо уровня PS4, но современная архитектура + быстрые накопители - все это может дать существенных прирост производительности, по сравнению с той же пс4. По батареи каких-то откровений ждать не стоит, все же это стационарное железо, которое при нагрузках будет высасывать аккумулятор. В старье и 30фпс можно ожидать 5 часов геймплея, но проблема в том, что текущие игры практически никак не подстраиваются под железо, на которых они запущены, игра будет думать что вы запустили ее на ПК, ну возможно понизит настройки, но в большинстве игр даж лока на 30фпс нету, то есть придется копаться в настройках не только игры, а так же в драйверах, чтобы поставить лок на 30фпс.
Хотя тут инженеры стим деки могут предусмотреть такую опцию из коробки, что-то типа профилей производительности. Но вот по настройкам конкретных игр все будет зависеть только от разрабов.
7. Итоги
Как и ожидалось, Стим Дека это девайс сугубо для гиков, он не предназначен для какой-то широкой аудитории, да даже та аудитория, для которой он предназначен, вряд ли его купит.
Хотя текущее положение ПК железок на рынке может сыграть деке на руку - нормально апгрейднуть ПК не выйдет, ноут с 2060 стоит в 2 раза дороже, вот тут дека может стать хорошей заменой, но временной, пока рынок не придет в норму (а этого может и не случиться).
Свичу дека не конкурент, у свича совсем другая аудитория, которым вот эти RDNA2 терафлопсы и 256Gb NVME ни о чем не говорят.
8. Несколько советов Гейбу, как следовало бы делать и запускать деку

1. ПК железу не место в портативе: достаточно взглянуть на опыт Apple - их чипы М1 показывают удивительную производительность и автономность. Нужно было вложиться в разработку чипов на ARM (или выбрать что-то готовое);
2. Голое железо без игр никому, кроме гиков, не нужно - нужно было заключить несколько контрактов с ведущими разрабами для портирования своих игр на ARM архитектуру + сделать HL3 временным экзом деки;
3. Конечно большинство разрабов забьют на поддержку ARM - следует взять какой-нить эмулятор х86, старье потянет;
4. Печатать игры на кариках - потребитель хочет глазами видеть то, во что он будет играть, при покупке девайса. Steam это конечно хорошо, но 99% людей в магазине скажут что не знают про него;
5. Пересмотреть эргономику - два тачпада явно не нужны большинству людей, да и сам экран сенсорный, зачем тачпады? Просто настроить софт таким образом, чтобы края экрана распознавались как тачпад и все, можно освободить лишнее место под больший экран или вообще уменьшить размер устройства.
Гейб совершил огромную ошибку, не спросив советов у экспертов с МФБ, помянем
1. Позиционирование
Как видим, нам сходу пихают интерфейс стима и делают большой упор на библиотеку стима. Несомненно поддержка библиотеки стима это большой плюс для тех людей, у которых она есть в принципе, для всех остальных это какой-то очередной непонятный магазин игр.
Просто представим, что бабуля пришла в магазин, сделать внучку подарочек на новый год. Бабуля видит на одной полке коробки с непонятными стим деками, пытается выяснить а где же брать игры, консультант с красными глазами говорит что вот нужно подключиться к вай-фай, создать аккаунт стима (перед этим создать почтовый ящик), подключить двухфакторную авторизацию или активировать стим гвард (поставить стим аппу на смартфон), привязать номер своего телефона, привязать банковскую карточку и вот после этого можно наконец-то зайти в сам стим на девайсе и серфить в магазин в поиске игр, ну и покупать их и загружать на девайс. Только надо не забыть после покупки отвязать карточку, или сразу привязать виртуальную, чтобы внучек не скупил все игры, опустошив банковский счет бабули в ноль. А как внучку поиграть в игрулю с другом? Нужно докупить любой геймпад, пройдите вот в тот отдел прямо 100м, налево, направо, вверх, вниз и выберете что-нибудь подходящее.
Как все мы понимаем, бабуля ебанет этого консультанта костылем и купит внучку симпл-димпл.
А теперь разберем противоположную ситуацию, когда эта бабуля забрела бы в уголок нинтенды:

Тут все максимально понятно и прозрачно для любого человека: есть приставка, есть игры, можно взять коробку с игрой, покрутить в руке, почитать описание, есть куча аксессуаров, за дополнительным геймпадом не надо никуда бежать, все вот тут, в одном месте. Не нужно подключаться к вайфаю и привязывать карты, просто вставляешь картридж и играешь (* есть несколько игр, которые даже на картридже требуют обязательной загрузки недостающих данных, но таких мало).
У стима нету своей истории, насчитывающей десятки лет, нету своих узнаваемых героев (думаете на коробке со стим декой напечатают гордона фримена или кубик из портала?), нету своих актуальных серий игр, с которыми потребители могли бы ознакомиться прямо на месте, в магазине, нету своих аксессуаров (за доп. геймпадом придется идти в отдел сони/хбокса), да и как будет выглядеть отдел со стим деками в офлайн магазине?
Просто завалят коробками, ну и лого стима сверху повесят.
Из всего этого следует, что стим в принципе не будет продавать свои устройства в офлайне, только у себя на сайте. А офлайн продажи это главный способ нарастить инсталбазу пользователей.
В праздники люди скупают сотни тысяч консолей, а стим не готов выходить на этот рынок.
2. Для кого все же сделали деку?
Очевидно, что для давнишних пользователей стима - людей, уже являющихся обладателями ПК и имеющих какую-никакую игровую библиотеку в стиме. Тогда встает другой вопрос - зачем таким людям еще один ПК, но только портативный? Сейчас можно стримить игры со своего ПК на любое устройство (смартфон, планшет, пс вита, да хоть на тот же свич при желании):

То есть если в условном отпуске появится дикое желание поиграть в ПК игры, можно сделать это и без стим деки тысячами способов. Дома уж тем более никто не захочет довольствоваться маленьким лоурез экранчиком, вместо привычного большого тв/монитора.
Тут, опять же, остаются только гики, которые до этого пытались на тостере с холодильником поиграть, чисто по фану.
3. Софт и игры
Библиотека игр стим деки = библиотека игр стима с ПК, но есть нюансы. Тк. изначально девайс поставляется со своей ОС, на базе линукса, игры, не заточенные под линукс (а таких большинство), будут работать через бинарную трансляцию системных вызовов WIN32 API в эмулируемые вызовы текущей ОС, DirectX API транслируется и эмулируется через вулкан, то есть никакой трасировки в таких играх не будет, плюс падение в производительности при трансляции (то, что DirectX делал одним шейдером, при трансляции в Vulkan делается двумя/тремя и тд), плюс есть куча неподдерживаемых в протоне игр.
Но то, что показали несколько относительно новых рабочих игр (Control, Fallen Orders, Death Stranding), не может не радовать, возможно команда Стима дополнительно работают над поддержкой игр.

Ну и, как понимаете, нет никакой гарантии, что та или иная игра будет работать стабильно. Разрабы уже прокатили стим машины с поддержкой линукс игр, прокатят и стим деку.
Так же на стим машину можно поставить Windows 10/11, но, опять же, майки не будут пытаться оптимизировать работу своей ОС, для них стим дека это просто ноутбук. Так что всякие бэкграунд процессы могут высаживать аккумулятор и производительность, а у команды Стима нет никаких рычагов это пофиксить, не работая с майками напрямую.
4. Эргономика
Конечно конструкторы хотели сделать что-то не похожее на уже существующие портативные девайсы и у них это получилось - стим дека выглядит как кривой мутант, у которого от удара по морде перекосило челюсть.
Более некрасивого устройства мне сложно представить. Из-за того, что стики и управляющие кнопки находятся на одном ряду, площадь боковых панелей увеличилась, внизу разместили по трекпаду, но большая часть, отведенная под органы управления, под кнопоками Dpad'a и ABXY просто никак не используется:

Из-за чего устройство получилось очень большим и громоздким на вид, хотя за счет лучшей компоновки можно было бы вставить экран побольше, либо уменьшить размеры.
5. Ценовая политика
Выглядит следующим образом:

Понятно, что версия за $399 существует только для завлечения пользователь, скорее всего их будет выпущено намного меньше, чем остальных, и в свободной продаже их будет не найти (как например PS5 DE).
Ну и 64Gb это очень мало, условную ГТА5 или РДР2 невозможно будет установить. Есть поддержка флеш накопителей, загрузки с которых увеличатся на несколько минут.
Думаю, что в основном будут покупать 256Gb NVME версию и менять накопителей на более емкий, в несколько Тб. Гикам не составит труда это сделать.
6. Железо
Железо уровня PS4, но современная архитектура + быстрые накопители - все это может дать существенных прирост производительности, по сравнению с той же пс4. По батареи каких-то откровений ждать не стоит, все же это стационарное железо, которое при нагрузках будет высасывать аккумулятор. В старье и 30фпс можно ожидать 5 часов геймплея, но проблема в том, что текущие игры практически никак не подстраиваются под железо, на которых они запущены, игра будет думать что вы запустили ее на ПК, ну возможно понизит настройки, но в большинстве игр даж лока на 30фпс нету, то есть придется копаться в настройках не только игры, а так же в драйверах, чтобы поставить лок на 30фпс.
Хотя тут инженеры стим деки могут предусмотреть такую опцию из коробки, что-то типа профилей производительности. Но вот по настройкам конкретных игр все будет зависеть только от разрабов.
7. Итоги
Как и ожидалось, Стим Дека это девайс сугубо для гиков, он не предназначен для какой-то широкой аудитории, да даже та аудитория, для которой он предназначен, вряд ли его купит.
Хотя текущее положение ПК железок на рынке может сыграть деке на руку - нормально апгрейднуть ПК не выйдет, ноут с 2060 стоит в 2 раза дороже, вот тут дека может стать хорошей заменой, но временной, пока рынок не придет в норму (а этого может и не случиться).
Свичу дека не конкурент, у свича совсем другая аудитория, которым вот эти RDNA2 терафлопсы и 256Gb NVME ни о чем не говорят.
8. Несколько советов Гейбу, как следовало бы делать и запускать деку

1. ПК железу не место в портативе: достаточно взглянуть на опыт Apple - их чипы М1 показывают удивительную производительность и автономность. Нужно было вложиться в разработку чипов на ARM (или выбрать что-то готовое);
2. Голое железо без игр никому, кроме гиков, не нужно - нужно было заключить несколько контрактов с ведущими разрабами для портирования своих игр на ARM архитектуру + сделать HL3 временным экзом деки;
3. Конечно большинство разрабов забьют на поддержку ARM - следует взять какой-нить эмулятор х86, старье потянет;
4. Печатать игры на кариках - потребитель хочет глазами видеть то, во что он будет играть, при покупке девайса. Steam это конечно хорошо, но 99% людей в магазине скажут что не знают про него;
5. Пересмотреть эргономику - два тачпада явно не нужны большинству людей, да и сам экран сенсорный, зачем тачпады? Просто настроить софт таким образом, чтобы края экрана распознавались как тачпад и все, можно освободить лишнее место под больший экран или вообще уменьшить размер устройства.
Гейб совершил огромную ошибку, не спросив советов у экспертов с МФБ, помянем
