
Футбол.
Одна из самых популярных игр на планете и очередная маст-хэв игра, с огромной силой скрашивающая периоды лютого nogames на любой платформе каждый год.
Не для кого ни секрет, что серия Fifa от EA Sports в последнее время успешно лидирует на рынке, собирая всё больше наград в копилку и заставляя краснеть зад самого "Сибаса" Шинго Такасцуку, матери и отца альтернативной серии футбола хоккея на траве, и бросать завистливые взгляды на FIFA убеждённых бывалых собаководов.
Запуская Fifa 12 demo на любимой приставке Xbox 360 и адовом ПеКа, я невольно испытывал чувство дежавю.
Но играя всё больше и больше, игра предстала предо мной чем-то совершенно иным, ещё более увлекательным, открытым, свободным и близким к настоящему увлекательному симулятору "мячегонялки" моей мечты.
(Далее следует масса задротского опуса, поэтому если вы далёки от футсимов, вам лучше сразу перейти к Заключению, иначе вас неминуемо настигнёт батхёрт. Вы предупреждены.)
Как мы знаем, Fifa 12 наследует все нововведения и фейлы предыдущей консольной Fifa 11.
Вместе с новым движком сюда из консольной Fifa 11 перебрались: улучшенная инерция мяча, тайминг-позиционная борьба, введённый элемент случайности при ударах, возросшее количество рикошетов, штанг и перекладин, привносящих в игру доброе оживление, фан и эмоции.
Система Personality +: Pro Passing, Shooting Accuracy, Shooting Agility, Dribbling, Tackling, Ball Control, GK.
Это новая система индивидуальных характеристик игроков из консольной Fifa11, призванная наглядно разделять их стиль ведения мяча, фирменные стойки и параметры.
В действительности, сугубо индивидуальную анимацию стилей, вроде стойки К.Рональду, имеют лишь немногие игроки. В остальном же, Personality+ представляет собой некую аркадную систему "перков" в характеристиках футболистов со Skills over 80. Каждый "перк" даёт свою особенную анимацию в игре. Например, перк "Tackler" дает дополнительную анимацию защитнику при подкате из-за спины, что помогает ему без нарушения обокрасть убегающего форварда. Если хотите, "Персоналити+" можно назвать развитием "перков" мультяшной Fifa 2002 World Cup, где игроки "со звёздочкой" отдавали пасы с ветерком и колотили мячи с огненной дорожкой.
http://www.youtube.com/watch?v=1GSVOOrkBPw
Так ли страшен пинг-понг, как его малюют?
Pro Passing в этом всём был самым годным, пофиксив пресловутый "пинг-понг" (100% точный пас в Fifa10/11 ПК):
http://www.youtube.com/watch?v=ICBskCkKb5A
Идея была в том, чтобы точность передачи зависела не только от скилла футболиста, но и от умения игрока управлять контроллером.
На деле, обычные пасы были просто замедлены относительно Fifa 10, что требует привыкания к слоуп-атакам для любителей играть низом. Топовые игроки по-прежнему отдают точные и быстрые пасы (и вследствие, успешные), а слабые - точные и медленные, которые и перехватываются AI на средних и дальних дистанциях.
http://www.youtube.com/watch?v=ulkfO4Clbc4
Мы видим, что хотя пинг-понг был устранён, некоторые по-прежнему считают систему пасов в Fifa пососачем:
http://www.youtube.com/watch?v=I1HtOlWClR8&feature=player_embeddedhttp://www.youtube.com/watch?v=kEJ2FGQE2No
Игра в комбинационный пас доставляет ещё больше и даёт прочувствовать важность этого ключевого элемента в футболе. На этом видео из Fifa12 можно увидеть почти безукаризненный "пас-пас-пас" на короткие дистанции в исполнении Барселоны, даже лучше чем в реальности, еба:
http://www.youtube.com/watch?v=Z3NrbpLgNE0&feature=related
Спасают данную ситуацию, как и 2 года назад, различные мануальные настройки геймпада, переводя аркадную игру в полу-хардкор:

Геймплей: футбол non-stop
Игра в Fifa 10/11 ПК слыла дисбалансом в сторону атак, когда каким-нибудь Рональдо можно было "страусовым галопом" обогнать слоуп-защиту, что приводило к батхёрту.
В консольной Fifa 11 баланс сместился в сторону обороны. Защита была "зацементирована" и мяч легко отбирался, вследствие чего игра зачастую носила сумбур и протекала в барахтаньи и постоянной борьбе за мяч в центре поля.

Вздохните облегчённо: в Fifa 12 вкорне изменился геймплей в центре поля. Открытого пространства стало больше, передачи - свободнее, пространства для комбинаций - больше, а игроки заиграли более гармонично и позиционно, перестав толпою скучиваться кольцом прессинга вокруг мяча.
Боковые ауты - отныне без постоянных перерывов на катсцены. Ближайший игрок быстро берёт мяч и быстро вбрасывает из аута. Ещё на шаг ближе к настоящему футболу.
"Rag Doll" Engine.
Представленный новый движок столкновений (Impact Engine) - улучшенная модель старого из консольной Fifa 11. Расширено количество анимаций столкновений игроков с мячом и без: игроки толкаются, цепляются, устают, спотыкаются и падают друг через друга. Теперь намного чаще и веселее.
Игровой системой и моделью Fifa уже далеко ушла от бегающих "брёвен" времён PES 5 и нынешнего симулятора "хоккея" в лице PES (хорошо видно в ролике Personality +). Безусловный прогресс, пусть с багами, есть и он радует.
Отныне мяч и игрок ещё менее заскриптованы и "сняты с рельс" - словно живут своей жизнью: так, мне впервые удалось головой в воздухе выбить мяч из рук кипера.
http://www.youtube.com/watch?v=CfWkJVUdz08&feature=player_embeddedhttp://www.youtube.com/watch?v=CCQ2iaxyKvk
True Injuries.
Настоящие травмы будут преследовать игроков в карьере и матчах, иногда на ровном месте:
http://www.youtube.com/watch?v=sEVrUwt-TTc&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=W1_Ok0R3H1k&feature=player_detailpage
Управление: Tactical Defence, Precision Dribbling, Contain.
Сдерживание (Contain)
Изменилась система отбора мяча. В замен авто-отбору с прессингом, работавшему с большого угла, благодаря тупому зажатием кнопки (A/X) - теперь работает однократный такт-отбор, выполненный в нужный момент времени. Наконец, на кнопку отбора мяча дополнительно повесили доведенную до ума агрессивную работу корпусом защитниками и толчки руками.
В помощь привычному "жокеингу" (Jockey) обороне предложили Сдерживание (Contain), когда AI помогает нашему защитнику автоматически держать атакующего на расстоянии, не приближаясь к нему, а взамен бездумному AI-прессингу партнёрами - такое же AI-сдерживание.
Впрочем, если вы желаете вернуться к старому типу авто-отбора - соответствующий пункт в управлении (Legacy defense) поможет вам по-прежнему получать удовольствие от игры.
http://www.youtube.com/watch?v=_XGIvuPmY5A&feature=related
Точный Дриблинг (Precision Dribling) вдохнул в игру новую жизнь, добавив невиданное изящество и тонкость ведения мяча, где играет значение каждый сантиметр. Управление стало свободнее, а обводки можно делать без стиковых финтов. Теперь игроки со скиллом обманывают защиту корпусом и мелким дриблингом, а удержанием мяча на месте можно выиграть время, подождав открытия пространства и помощи других игроков.
http://www.youtube.com/watch?v=MuKbcjjsxu4
Новые финты
Повод для веселья любителей ёрзанья стика и игрового мэд-скиллз задротства:
http://www.youtube.com/watch?v=XCHOQixfN4Qhttp://www.youtube.com/watch?v=gxfHZz6oAh0&feature=player_embedded
Пенальти: красное, чёрное, ноль
Привычная система пробития пенальти из Fifa11: зажимаем клавишу удара, фиксируя точность, затем отпускаем, фиксируя силу удара и указываем нужный угол пробития мяча не передерживая стик:
http://www.youtube.com/watch?v=jne6pbN-njY
Pro Player Intelligence.
Нельзя не отметить этот ключевой аспект, который не на словах улучшается в каждой части Fifa.
С этаким "Pro Evolution" AI в Fifa12 стало по-настоящему интересно. Атаки идут через центр, фланги, быстрые контратаки, обводки, переводы мяча, комбинации:
http://www.youtube.com/watch?v=g6SYg9JjCdUhttp://www.youtube.com/watch?v=_w4LBDnSloQhttp://www.youtube.com/watch?v=EQIKsgHPLt0&feature=relmfu
Защита была хорошо переработана: компьютер даёт играть без постоянного непрекращающегося прессинга и одновременно хорош в отборе и на острых моментах, проявляет стабильность, изредка допуская бреши в обороне, порой логично вынося мячи в ауты и на чужую половину.
Голкиперы хорошо выходят, защищают ворота и, благодаря Precision Dribling, больше не падают "бульдожьей хваткой" в ноги - их можно обвести. Но, не смотря на мастерство форвардов, выход 1 на 1 больше не гарантирует 100% гола.
Рефери исправно свистят на мелкие фолы, грубые нарушения и игру рукой в пределах и за штрафной площадкой. В случае травмы - останавливают матч по ходу поединка.
Было устранено постоянное выбегание форвардов к голкиперам при ударе от ворот. В Fifa 10/11 это было фейлом и портило цельное впечатление о футбольном "fair-play".
Не графоном единым.
Графика существенно не изменилась, остались прилизанное поле, мягкие и приправленные мылом текстуры газона, стен, игроков, тени от сеток, стадиона и слегка похорошевшие узнаваемые лица игроков и модели.
Всё радует глаз и не вызывает особых нареканий, кроме рябящих плоских текстурок эмблем команд на стенах стадионов:
PC-версия, в пример другим консольным портам, хорошо оптимизирована и идёт даже на более медленных компьютерах, чем в прошлом году, практически без лагов и с лучшим качеством графики.
Лицензии: от первого щелчка прыгнул PES до потолка.
Стало известно, что Лига чемпионов и Лига Европы снова возвращается в лучшую футбольную серию после продления лицензии. Учитывая и без того огромное количество лицензионных Лиг - это огромное преимущество Fifa перед PES.

Режим Карьеры: Form, Morale, Energy
Продолжение развития системы Fifa 10-11, где около имён игроков стрелочками показывалась форма и кондиция игрока, а полоской - энергия. Теперь можно будет просматривать мораль игрока, чтобы следить за продлением контрактов.
http://www.youtube.com/watch?v=8iLNKXNGicMhttp://www.youtube.com/watch?v=2Ito2z-zWDU&feature=related
В demo карьеры нет, но на wiki появился огромный список заявленных изменений:

Новый комментатор: Алан Смит+Martin Tyler и Клайв Тайлдесли + Энди Таунсэнд.
Эпичный фейлом закончилась скандальная история для лучшего комментатора серии - Энди Грея, когда на одном из матчей телекомментатор с коллегой, полагая, что микрофоны отключены, в грубой форме раскритиковали работу сисястого линейного арбитра сказали правду:
Вскоре скандал был раздут до волосатых масштабов и EA Sports, последовав в рабской солидарности за Sky Sports, решили исключить голос мировой величины из игры.

Наслаждайтесь унылым скучным бубнением Алана Смита.

Ложка дёгтя
-Система Pro Passing по-прежнему не устранила преимущество игры на Assisted управлении со 100%-точными пасами топовых игроков.
-Достаточно спорный новый режим защиты и прессинга - Tactical Defence с измененным управлением, что требует привыкания с переобучением.
-Монотонные утомляющие повторы и заскриптованые кат-сценки не блещат разнообразием и приедаются спустя несколько часов игры, благополучно пропускаясь "на автомате".
-Саундтрэк в этом году пока ничем не впечатлил. Он уныл и скучен. Ждём полную версию.
-Новый Impact Engine иногда придаёт игре весёлый сумбур и чудит, показывая несуразные "rag-doll" пируэты столкновений и сальто футболистов.
http://www.youtube.com/watch?v=cCXzsCwUDJU&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=_mGrwBl_BMw
-Небольшие баги скриптов и редкие AI-мелочи, которые фанбои находят у любой игры. Так, я один раз смог запечатлеть отмену гола из-за пассивного офсайда.
-Слегка улучшенная, мультяшная анимация игроков, подобающая аркадным симуляторам серии Fifa 08-11 всё-таки уступает отснятому "motion-capture" кинцу в исполнении болванчиков из PES11/12.
-Графика Fifa 12 на консолях намного хуже ПК-версии. PS3 снова не потянула графон, замылила и была как обычно унижена ПеКа и иксбоксом в "крузис"-стайле.

"Линзы правды" уже успели сравнить обе консольные версии. Сливаться каждый год для Мыловарной станции-3 уже стало доброй традицией.

Pro Degradation Sucker: есть ли жизнь в просаке?
Тщательно сравнивать по всем пунктам нынешние Fifa и PES также глупо, как сравнимать великого Зизу с футбольным "gaylord'ом" К.Роналду. Объясню почему.
Pro Evolution Soccer (сокращённо PES, пес, пёс, японский пёс) с его лучшими текстурками травы, радужкой на стадионах, кинцовой атмосферкой и анимацией, но ущербными лицами, куцим набором лицензий футбольных лиг и корявеньким пришибленным геймплеем с приклеенным мячом-жвачкой - снова глотает пыль и беспощадно сливается, ещё не успев выйти в релизе.

Некогда, обладая несомненным преимуществом - лучшим геймплеем (с PES 3 по PES 6), японский симулятор давно его утратил, погнавшись за лучшей графикой вслед FIFA.
Несмотря на то, что Konami в этом году разродились лёгким фиксом своего хоккея в балет, что, впрочем, нисколько не спасает спектакль, нас снова ждёт продолжение старого японского кино.
Песу - песово, оставим японский продукт любителям "шоу роботов", фанатам лучшей футбольной атмосферы и адептов графона, пожелав им, как обычно, удачного футбольного сезона в игровых редакторах и скорейших пилюлей от баттхёрта: заплаток от багов, модов составов команд и фиксов убогого геймплея.
http://www.youtube.com/watch?v=yWIW7tq8ivc&feature=player_embedded

В заключение: ПК гейминг жив?
Всем известна история о худжей версии Fifa 11 на ПК с худшим движком из консольной Fifa 10, старыми глюками и неинтересным онлайном, кишащим "задротами на Assisted" и массовым батхёртом по этому поводу у любителей душевной мячегонялки под пивцо и интерес.
По данным vgchartz.com в прошлом году Fifa 11 продалась тиражом 4.48 млн. копий на КиноСтанции-3, 3.3 млн. - на Xbox 360 и 0.07 млн. на ПК.
В этом году с барского консольного стола на пол pc-crackers упала идентичная порция игры, сдобренная и приправленная графоном.
В чём же причина? EA подымает гейминг на ПК, делая ставку на сознательных и честных ПеКарей или вопли любителей футбола на мышке и клаве дошли с преисподней до верхов ЕА?
Как бы там ни было, нас же ждёт настоящая, королевская порция футбола от EA Sports по цене, эквивалентной 2х-недельным завтракам рядового соне-школьника, оставленного на 3-ий год, за неуспеваемость и задротское геймерство.
К слову, в прошлом году афтару удалось купить Fifa 11 PC jewel в своей провинции чуть менее, чем за 25$.

Давайте отдадим команде EA Canada должное и поддержим создателей шедевра покупкой лицензии.
http://www.youtube.com/watch?v=-kogsqlKmZM&feature=player_embedded
Напоследок, предлагаю посмотреть ретроспективу серий FIFA, PES и вспомнить то, как всё начиналось:
http://www.youtube.com/watch?v=Z_Prk8IUhYk http://www.youtube.com/watch?v=DV8f_1Or1bA