Перейти к основному содержанию

Игровая индустрия: Деградация или Преображение?

Author: где мой ник!? / Дата: вт, 2011-04-26 00:09
Analytics

От игроков, которые застали времена Sega или PS1, не редко можно услышать слова о том, как же индустрия видеоигр скатилась за всё это время. Сложно сказать, правда ли это, или надуманное заблуждение, вроде выражений о том, что раньше и трава зеленее была, ведь стоит принимать во внимание тот факт, что чем старше мы становимся, тем меньше впечатлений получаем от чего-либо, а вот игры как были популярны раньше, так популярны и сейчас.

Что бы разобраться в ситуации, я предлагаю рассмотреть развитие и изменение индустрии на примере двух весьма популярных серий, которые постепенно уходили от своего первоначального вида, мутируя из поколения в поколение:


Первой такой серией будет Resident Evil – популярнейший survival horror, мутировавший со временем в голливудский action, растерявший всю атмосферу начальных частей франчайза.
Ну а начиналось всё довольно славно и хорошо – с оригинальной задумки, со свежей концепции и добротного геймплея с примесью квеста. Первая часть Resident Evil вышла во времена первой PS1, еще тогда она поражала воображение игроков и прессы своей необычной механикой. Ведь её концепция подразумевала множество уникальных геймплейных фич, таких как, возможность игры за двух персонажей (это не просто возможность смены модели персонажа, а еще и небольшое изменение сюжета и прохождения), а так же некая нелинейность – игру, не считая боссов, возможно пройти, убив всего двух-трёх (!) зомби, остальных можно без труда обойти.
Помимо этого, действие игры происходило в одном месте – в особняке. Такой подход подразумевал возвращение игрока в ранние мини-локации, а так же поиск ключей к дверям мимо, которых вы проходили не один раз. Стоит заметить, что за всё время этой беготни по особняку, он становится каким-то родным и узнаваемым до боли, что так же оказывает небольшой приятный эффект при прохождении. Плюсом, в игре была далеко не одна концовка и довольно неплохой сюжет для того времени, с парой интересных поворотов. Resident Evil 1 смело можно было назвать шедевром PS1, как это и сделала пресса в то время.

 


Продажи первой части не заставляли усомниться в появлении продолжения и вот спустя пару лет выходит продолжение – Resident Evil 2. Вряд ли можно сказать, что игра сильно изменилась – всё те же два играбельных героя, такая же графика, те же зомби, только действие перенеслось из особняка в полицейский участок. В целом - всё на уровне, всё так же отлично и хорошо, интересно и продуманно. Звание шедевра и огромные продажи так же радуют Capcom и всё громче прославляют уже и без того довольно популярный франчайз.

 

А вот с третьей части серии уже начались серьезные изменения. Главным героем игры стала Джил, известная всем по первой части, а второго персонажа вообще решили выпилить, зато появился режим «Наемники», в котором вы можете потренироваться в уничтожении зомби от лица главных героев 3-ей части. Еще одним серьезным минусом/плюсом стало становление игры на рельсы – теперь вы не будете привязаны к определенному месту, но сможете частично посетить полицейский участок из второй части. Возможно, эти изменения не столь значительны, но игрокам и прессе всё же не понравилось кушать одно и то же блюдо с разными специями, и игра получила меньшее одобрение, чем предыдущие части. Capcom начали действовать и уничтожать приевшуюся концепцию, следующая игра, по их, заявлениям должна была стать современной и совсем не похожей на предшественников.

 


Синдзи Миками – главный гейм-дизайнер четвертой части, сдержал обещания сполна и сделал из четвертой части шедевр, который никто бы даже не осмелился назвать Resident Evil’ом, не будь там Криса – главного героя второй части и стрельбы с места, свойственной для всей серии. Да-да, это единственное, что осталось у франчайза от предыдущих частей. Сложно сказать, испоганили ли Capcom серию, уничтожив всю атмосферу, или же просто изменили до неузнаваемости, добавив в неё западный колорит. Как еще можно охарактеризовать четвертую часть? Ну, к слову, зомби теперь совсем нет, ключевыми врагами являются сектанты из испанской деревушки, находящиеся под вирусом местного "злодея-чародея". Геймплей был крайне кастрирован и не имел в себе ничего, кроме отстрела тупых аборигенов и сбора монет на новую пушку. Сюжет, может, и неплох, но вот герои и завязка, мол, похитили дочку президента, не особо радуют своей оригинальностью. Но на удивления, все эти изменения и нововведения пришлись западному игроку по душе, игра отлично продалась, а в прессе была встречена еще теплее, чем любая из уже вышедших частей франчайза.

 


Популярную концепцию, со всем этим модным пафосом и кинематографичными QTE, Capcom, видимо, решили растянуть еще на три части сериала, и пятая часть вышла совсем тем же, что от неё больше всего не ожидали. Кто-то может и скажет, что horror совсем пропал, но на мой взгляд, он пропал еще в 4-ой части, так что вряд ли можно назвать это минусом. Про атмосферу – та же сказка, её как не было в 4-ой, так и нет. Линейность и рельсы? Они еще с Resident Evil 3 плотно окутали серию. Всё это немного спорно, что вы, наверно, заметили, но помимо этого в 5 части однозначно появился один минус - это кооператив, который превращает серьезную игру в фановый и простой шутер. Безусловно, такой подход ныне очень популярен, и обеспечивает Capcom лишь лишние миллионы баксов на проданных дисках, так что можно считать, что это иновация - полная и настоящая подсёрка и плевок всем фанатам серии.
Вот так и изменялась серия на протяжении более десяти лет, где-то она скатилась, где-то - преобразилась, растеряла старых фанатов и приобрела новых, но ей всё так же неотразимо сопутствует коммерческий успех, а это значит - будут новые части Resident Evil, и это далеко не конец и смерть серии, она не деградировала, она просто преобразилась и адаптировалась к современному геймеру, который, видимо, не сильно любит напрягать своё серое вещество. Foot in mouth


Вторая серия, которую мы разберем, с целью выяснить в каком направлении развивается гейминг - это Final Fantasy - величайшая серия с более чем 20-летней историей и самым громким коммерческим успехом во всем RPG-жанре. Дабы провести небольшую параллель с серией Resident Evil, мы опустим все основные части франчайза вышедшие до эпохи PS1 и сразу начнем отчет с седьмой и, вероятно, самой культовой части серии.
Да, это была бомба, величайшая бомба и знает об этом даже не особый любитель жанра jRPG. Об этой игре уже столько сказано, столько написано, что ей смело можно давать статус культа. Final Fantasy VII, – это, очевидно, пик всей серии, после успеха, которой, серия двинулась по наклонной. 

Мало кто знает, но следующая часть франчайза не особо пользовалась успехом среди фанатов жанра, да и прессы в целом. Независимый сайт Netjak безбожно раскритиковал игру по всем фронтам, поставив жалкие 4.9/10, многие сайты выставили невысокие для серии семерки и восьмерки. После FF7, это выглядело как провал, но все же Square, не смотря на бесспорно глупый сеттинг и неудачную боевку, удалось вырулить игру сюжетом. Даже сейчас Final Fantasy VIII вспоминают как обладательницу лучшей love-story в играх, и знаете что, они ведь, черт подери, правы! До 10 млн. проданных копий она, в отличии от своей предшественницы, дотянуть не сумела, но всё же, коммерческий успех прямо давал позавидовать Capcom с её Resident Evil’ами.

 

Потом же, спустя всего пару лет, свет увидело продолжение с заглавной цифрой 9. Игра, хоть и использовала очень и очень похожую концепцию с 7 и 8 частью, ровно как Resident Evil – со второй и первой RE, она смогла покорить игроков приятным сеттингом и атмосферой сказки. Square исправили множественные недочеты 8-ой части и выдали на съедение публике настоящий шедевр... Но время шло и как в случае с Resident Evil 3, игра не получила должного успеха, разойдясь по миру скромным, по меркам ранних частей, тиражом. Поколение подходило к концу и оба разработчика скинули в корзину копирку, использованную для создания трех своих хитов на PS1 и принялись делать, возможно, два лучших своих проекта...

 


В новом поколении, на PS2, Squaresoft подарили нам потрясающую Final Fantasy XII. Она, подобно, 4-ой части Resident Evil, была изменена до неузнаваемости! В ней не было привычных для серии пошаговых боев и случайных битв, она стала более гибкой и тактической, в плане геймплея, так же Square напихали своё детище уймой, новых для серии вещей. Мнения разделились. Для кого-то проект стал шедевром или просто потрясающей игрой, а кто-то, преимущественно фанаты ранних частей, обливал «двенадцатую» ведрами дерьма, называя абортом франчайза. Пресса, на удивление, не пошла на поводу у масс и вышло так, что средний рейтинг Final Fantasy XII уступал лишь 9-ой части, а это значит – игра удалась. Игра и в правду удалась, настолько свежих, инновационных и наполненных разным контентом, проектов в ту пору совсем было мало, но проект опять же не получил славы предшественников с PS1 и продался чуть лучше девятой части – 6 миллионов, слабенько по сравнению с FF7 и FF8. Ну а в целом, получилось так, что, как и в случае с 4-ой RE, фанаты серий разбились на 2 лагеря, а это равносильно смене воды в стакане на 50%...

 


А вот следующее поколение с Final Fantasy XIII сменило «воду», то есть фанатов серии уже почти на 90%. Из ценителей ранних FF, никто не признает этот, по их мнению, высер Square Enix. Игра хоть и стала более узнаваемой и напоминающей Final Fantasy, в отличии от «двенадцатой», фанаты вторили друг другу – «серия мертва, фф уже не та!». В чем же причины столь ярого "геноцида"? Как оправдание на этот вопрос в 95% случаев, звучит одно лишь слово, и слово то - «линейность», но фанаты, то ли забывая, то ли из любви себе противоречить, часто забывают и выкидывают из головы десятую (да-да, я не зря её пропустил) часть серии. Если сравнивать их концептуально, то в плане коридоров, «тринашка» не сильно проигрывает той самой, «шедевральной», как её называют поклонники франчайза, десятой части Final Fantasy. Отличие лишь в том, что FF10 имела мини-игры и не восемь предметов в инвентаре, что особой роли не играет, так как они почти всегда не используются в битвах. Про слабый сюжет Final Fantasy XIII, фанаты, как минимум российские, тоже заблуждаются, ибо надо учить английский язык или хотя бы пройти игру два раза, выучив уже все местные термины, что бы познать всю сладость этой удивительной всленной. Боевку обсуждать не будем, ибо там все сложно и в обоих играх, они имеют свои плюсы и минусы. И что в итоге у нас остается? Да ничего! Final Fantasy X - это как старший брат тринадцатой финалке, у них обоих отличные продажи и потрясающее уважение среди «своих» фанатов, я не зря написал «своих» ведь, непонятно почему, то ли из-за выхода FF13 на враждебной консоли, то ли из-за презрения к союзу Square и Enix, обе игры умудряются быть ненавидимыми и одновременно обожаемыми разной группой поклонников Final Fantasy.
Просто серия поменялась и преобразилась. Просто теперь у неё новая аудитория. Просто всё это бизнес, в котором игры делают не разработчики, а современные вкусы геймеров, под которые и подстраиваются все девелоперы (Square, Capcom, Konami, прочие, прочие...)


Кстати, могу с большой вероятностью сказать, что если вы застали эпоху PS1 и перечисленные в статье игры на ней, то вы, вероятно, ненавидите Square и Capcom. И наоборот, начав свою геймерскую историю с PS3/Xbox-360, вы, безусловно, остались довольны теми же FF13 и RE5.
Угадал? Tongue out

Комментарии (99 Комментариев)