Перейти к основному содержанию

MadТеории Часть 3 : Кто виновен в гибели PC гейминга?

Author: truth1one / Дата: вт, 2011-09-27 03:41
Analytics

Никто не будет спорить, что раньше ПК был очень привлекательной игровой платформой, но всё изменилось и мы постараемся выяснить почему и кто виноват.

 

Для начала поведую о себе. PC я купил понятное дело для игр в 1998 или 1999 году. Тогда у меня была 2D видеокарта S3 Trio ценой долларов в 20. Её хватало на большенство игр. Потом когда всё больше игр требовали 3D ускоритель, я купил видеокарту S3 Savage4 за 40 с лишним долларов. Её хватало не только на все имеющиеся игры, но и на те, что вышли позже (Unreal Turnament и Quake 3) и имели передовую графику в разрешении 1024x768 (больше чем в Alan Wake или FF13 на X360).

40$ и можно было играть во все игры практически на максимуме! Это были времена расцвета ПК гейминга. Конечно были карточки и дороже, но покупать их вас никто и ничто не обязывало.

 

Проблемы начались с выходом GeForce 256. У которого была лишь одна базовая модель и ценник. Далее вышел GeForce 2 GTS ценой в 299$ и GeForce 2 MX 179$. Т.е всего за год класс 40$ видеокарт на которых можно было играть во все игры без тормозов исчез. Им на смену пришли 150-200$ карточки от Nvidia. 200$ в 1999 это как 400$ (как минимум) в 2011, а ведь это были карточки низко-среднего диапазона.

 

Но и это ещё не всё. Далее вышел GeForce 3 и DirectX 8. Чем они примечательны? GF3 не имел MX версии, самая дешёвая модель (Ti 200) стоила 199$. И то поначалу была лишь обычная версия GF3 за 500$ (!!!). 500$ это дорого даже для 2011, а ведь карточка вышла 10 лет назад.

 

Но цена была не главной проблемой для PC гейминга. Более важны оказались шейдеры которые поддерживал DirectX 8 и Xbox. Поначалу поддержка была лишь опциональна (вода и броня в Mirrowind), затем стала обязательной (Prince of Persia и Silent Hill 3/4). И вот тогда начались проблемы. Многие купившие GF2 за 180-300$ должны были сделать ещё более дорогой апгрейд. Но самое смешное не это, а то, что и для Принца Персии и для Сайлен Хилла вышли фанатские патчи с которыми данные игры отлично запускались без железной поддержки шейдеров...

DX9 (вверху) vs DX10

 

Вот тут всё зло DirectX и Microsoft начало проявлять себя в полной мере. Игры специально требовали DX8,9,10 вынуждая пользователей делать апгрейд. Дошло даже до маразма, вроде Halo 2 требующий поддержки... DirectX 10 (!!!).

 

Microsoft кормила общественность скриншотами демонстрирующими всю прелесть новых версий DX. Вот только в реальных играх разница была неразлечима на глаз. А для того же Crysis умельцы выпускали патчи для DX9 которые эмулировали эффекты DX10.

 

По сути игроки стали жертвой сговора создателей железа и Microsoft которая либо получала часть прибыли, либо тупо убивала PC гейминг в угоду своему Xbox. Не забывайте, что с каждой копии игры для консоли её разработчик получает определённую сумму, с PC же он не получает ничего.

Так же следует учесть, что был разоблачён сговор между ATI и Nvidia по удержанию высоких цен на видеокарты. А Microsoft например специально « поддерживала » HD-DVD чтобы затянуть войну форматов и убить их обеих в угоду онлайн дистрибуции (которую она так и не смогла развить в отличии от Apple). То есть все эти компании изначально не чисты на руку.

 

Ещё одной причиной гибели ПК как игровой платформы стало пиратство. Во время диал-апа пользователи просто покупали пиратские CD, но в развитых странах с этим боролись поэтому издатели теряли не так много. Но когда у каждого появился безлимитный DSL интернет, они тут же начали свободно качать игры через eDonkey, Kazza, варез сайты и в последствии сверх-быстрый BitTorrent.

Capcom например прямо заявили, что не выпустят Super Street Fighter 4 на PC именно из-за пиратства, и они далеко не единственные сделавшие подобное заявление.

 

Ну и конечно же свою роль сыграли приставки, которые подошли к PC по железу и средству отображения (с приходом HD телеков). Вот так вот они и начали выкачивать из PC игры. Особенно преуспела в этом деле Microsoft, которая тупо скупала PC разработчиков и заставляла их работать для Xbox. При этом она умудрилась слить большинство своих исконно PC игр, фактически забив на этот рынок, рынок для которого она почему-то так старательно выпускает новые версии DirectX.

 

Весь этот ряд причин привёл к падению PC как игровой платформы. Хотя сейчас ситуации становиться лучше. Видеокарты стоят дешевле, кроме Crysis 2 DX11 никто не всовывает нам сверхтребовательные игры и самое главное – появился Steam, удобный онлайн сервис/магазин от Valve. Но всё равно перед PC стоит главная проблема – уникальность. Во что там играть, если почти всё есть либо в процессе портирования на консоли? Раньше у ПК было много своих жанров, но что же с ними стало?

Шутеры – ушли на консоли.

Стратегии – надоели из-за однообразия и много низкокачественных подделок. А так же очень плохо перенесли переход на 3D.

Адвенчуры (они же квесты) – не осилили переход в 3D.

MMORPG – жанр активно развивается. Но он только для задротов.

 

По сути у PC большие проблемы с разработчиками. Лучшие из них ушли на консоли, остальные делают либо мультиплатформу либо самые криворуки создают глюкавые и тормозящие, низкокачественные эксклюзивы. Только на PC обычные любители могут нарисовать текстуры для игры в разы красивее разработчиков...

 

ПК напоминает динозавров, часть из которых вымерли, другая часть эволюционировала во что-то другое. Так вот, эволюционировали ПК игры например во всякие онлайн-рпг и браузерные игры для facebook, vkontakte итп. Теперь это его нисша и в этом нет ничего хорошего.

 

Раньше PC благодаря превосходству в железе мог позволить себе то, чего консоли не могли. Например Might & Magic 6 с огромными аренами и количеством врагов на экране. Такая игра была попросту невозможна на консолях того времени. Или Heroes 3/Fallout 2, в которых консоли не смогли бы обеспечить такую чёткость картинки и удобное управление. Теперь же приставки могут всё тоже, что и ПК, только с более выскоми продажами... Как результат нету игр, ради которых мы раньше покупали PC. Во времена PS1 только там были крутые шутеры вроде Half-Life, ради таких игр комп и брали. Теперь же нам предлагают его взять ради Ведьмака 2 который и так выйдет на Xbox 360, или же Crysis 2 DX11, который геймплейно ничем не лучше оригинала и требует мощной видеокарты.

 

Как видите, PC стал менее привлекателен и шансов на успех у него уже нет. Ему неудасться получить преимущества над консолями с их более продуманной архитектурой, более квалифицированными разработчиками, богатыми платформ-холдерами которые скупают эклюзивы и самое главное более высокими продажами. Времена изменились и PC не смог вписаться в новый игровой мир, где его долю скоро начнут снижать планшетники и смартфоны с их браузерными играми.

 

Покойся с миром PC, когда-то ты был в авангарде с кучей игр. Эти славные времена давно прошли, что сильно меня огорчает. Но ничего не поделаешь 

 

Можно провести аналогию между вышеизложенными проблемами ПК и PS3, которая чуть не загнулась от цены в 700$ и уплыва большинства своих эксклюзивов в стан мультиплатформы. Но Сони в конечном итоге сообразила и начала усердно работать над снижением цены и клепанием эксклюзивов. Хотя позиции подорваны без шансов обогнать X360 в США в этом поколении. Хорошо что хоть ещё от повсеместного пиратства PS3 спасают многогигабайтные игры, возможный брик консоли, доступ в PSN и частая смена прошивок. Даже кратковременные проблемы со стоимостью привели к большим проблемам на долгие годы вперёд. С PC всё было куда хуже и дольше, и за ним не стоит большая корпорация готовая вкладывать миллиарды. Поэтому как игровая платформа он обречён, чему пример PC Gaming Alliance из которого ушли Microsoft, Nvidia (она то зачем?), Sony и Dell.

Как следствие своей глупости, Nvidia и AMD (купившая ATI) несут убытки. Нехрен было завышать цены, платить издателям за поддержку новых версий DX и сговариваться с конкурентами для удержания цен на высоком уровне. Поделом им.

 

 

Можно ли спасти ПК?

Да, это возможно, теоретически. Если на PC будут повсеместно мониторы с Retina экраном и разрешением 5000x3500, видеокарты за 100-150$ которые тянут любые игры на максимуме и управление на подобие того, что мы видели в Minority Report. Плюс ко всему в Steam придумают непробиваемую или очень геморную защиту от пиратства (например если бы защита игры менялась каждый день и её нужно было бы взламывать по новой). Microsoft что-то там втирает про Xbox Live в Windows 8, даже ходят слухи про совместимость с Xbox 360. Но в конечном итоге цель у всего этого одна – переманить людей на Xbox (например Live на Win8 будет тупо хуже и игр тупо меньше). Они раньше пиарили Games for Windows, оказалось ненужная никому хрень.

 

Многое в спасении ПК зависит от консолей, чем больше различия тем больше эксклюзивов. Например Wii не конкурент PC, слишком уж они разные. Или если Microsoft выпустить Xbox 720 с Kinect по-умолчанию, конкуренция между ним и ПК сильно уменьшиться.

 

 

Ps. Многие старые ПК-шедевры до сих пор у меня есть. Иногда очень приятно в них поиграть. Жаль только не все они работают под Windows 7, а производительность GPU виртуальных машин далеко не идеальна (так же, как и отсутствие поддержки EAX звука). Нормально запустить Omikron я так и не смог, благо игра была портирована на Dreamcast, достаточно просто вставить диск и играть, без всяких установок и танцев с бубном.

 

MadСоветы : во что стоит поиграть тем, кто пропустил эру расцвета PC?

Для начала вы должны смириться с размазанной картинкой вызванной растягивание изображения с low-res до high-res. Если с этим проблем нет, то рекомендую заценить :

 

Grim Fandandgo – уникальный и очень интересный квест.

Blade Runner – квест с целой кучей концовок, тут реальная нелинейность.

Fallout 2/Baldur’s Gate/Planescape Torment – вы удивитесь насколько раньше CRPG были интереснее и сложнее нынешних Oblivion и Fallout 3.

Deus Ex / System Shock 2 – примеры умных шутеро-РПГ.

Heroes 3 – уникальная стратегия/РПГ.

Trespasser - уникальный шутер с отличной физикой и реализмом.

Civilization 4 – гораздо глубже сливной 5-й части.

StarCraft/Warcraft 3 – самые интересные представители RTS.

Omikron - огромный мир, загадки, шутер, файтинг, адвенчура. Уникальные проект.

 

Max Payne 1 - лучшая версия на PC.

Might & Magic 6/7 – если хотите побродить по большому миру и повыносить тысячи монстров в сложных боях.

Hidden & Dangerous – очень сложный и интересный тактический Action с реальными стелс элементами.

MechWarrior 3 – крутая война роботов. Возможно будет интересна тем, кто хочет глянуть на хардкорные ПК экшены.

Diablo 2 - сядешь, не вылезешь, проспишь работу.

Red Alert - Сталин, Энштейн, Таня, офигенный сюжет, видео-ролики. Лучшая 2D стратегия.

Curse of Monkey Island - рисованные квесты не стареют. Даже внешне игра симпатична в 2011 не говоря уже о содержании.

Larry 7 - аналогично.

Unreal - самая атмосферная игра эпиков. Гири посасывают в сторонке.

Freespace 1,2 - боевой космосим с захватывающим сюжетом и очень проработанным управлением. Аркадные фрилансеры посасывали. Аналогов игры нет. Жанр умер.

Anachronox - шедевр от Спектра, скайфай жрпг, местами очень напоминающий прародителя Масс Эффекта!

Проклятые Земли - имхо лучшая русская игра. Клевая хардкорная РПГ. Ошибся в раскачке - можно начинать заново ибо запорешься. Клевый мир, сюжет и герои.

Vampire: The Masquerade - Bloodlines - отличный мир и геймплей. Только в конце сливается.

Готика 3 - Запатченная это шедевр.

 

Если что интересное пропустил, добавьте плиз в комментариях.

 

 

Глава PC’шников на MFB tohdom отреагировал на статью. Я выбрал самое интересное.

 

насчет видюх. ты помнишь как выглядела 2д видеокарта? сколько там было микросхем? с гулькин нос. от того и 40 баксов.

 

Вот как она выглядела :

А вот Radeon 6770:

 

ты помнишь, что когда в 96-ом на пс1 вы играли в 320х240, Пк спокойно тянул 1280х768?

И сглаживание которое консолям вообще не снилось?

от того и стоимость и возникшая гонка видеокарт.

 

В 96-ом Пкшники играли в 640x480 или в 800x600 в лучшем случае (игра Blade Runner в 1997 шла в 640×480). На PS1 были игры и в 640x480 не говоря уже о Nintendo 64. И да, сглаживание (софтверное) было на N64 в 1996 году, на PC же оно появилось лишь с приходом GeForce 256 в 2000 и съедало очень много ресурсов (даже на GeForce 2 GTS его можно было реально использовать лишь в 2D квестах с 3D персонажами или в старье в котором производительность падала от 2 до 4 раз в зависимости от разрешения). Тот же Dreamcast 1998 года использовал уже полноэкранное сглаживание, причём делал он это в реальных 3D играх (сама консоль стоила дешевле чем GeForce 256 и была с гораздо лучшей графикой). Так что в плане сглаживания консоли были изначально впереди PC.

1996 PC

1996 N64

1996 PS1

 

"PS3 спасают многогигабайтные игры, возможный брик консоли" - бред.

дело только в прошивках.

игры там в подавляющем большинстве весят столько же сколько и боксовские.

 

GoW3 весит под 40гб. Tekken 6 20гб, MGS4 30Gb, Uncharted 2 и Heavy Rain по 20гб. Почти все эксклюзивы весят от 20 гб.

 

я не знаю как ты, но в 96-ом ПК был очень дорогим удовольствием

 

В 99-ом я купид видеокарту за 40$ и играл во все игры. В 2001 уже за 200-250$. Потом какой-то период вообще не было low-end, хочешь шейдеры покупай GF3 за 500$. GeForce 7600GT я взял за 220$ в 2006 (не брать же мне 7800 за 500$) и он не тянул ни Oblivion ни Witcher, не говоря уже про Crysis. Выправил ситуацию лишь Radeon 4850, который отлично себя чувствует до сих пор (хотя тот же Crysis на Ultra-High не тянет). Но к сожалению время уже упущено. AMD и Nvidia вообще нужно выпускать лишь карты до 200$ с апгрейдом раз в год, а не до 700$ как сейчас, тогда дела возможно пойдут лучше.

 

от чего-то ты не упомянул про ценовую политику игр для ПК, где в стиме проходят ЧУДОВИЩНЫЕ распродажи, иногда за так раздают игрухи.

В России и в ритейле игры стоят в 6 раз дешевле.

Стим потихоньку начинает давить играми. Цифровая дистрибуция это даже легче чем диск вставить на консолях. Просто тыкаешь "я хочу поиграть", всё качнется - остаётся только запустить.

 

Тут я соглашусь. Стим очень удобная вещь с кучей недорогих игр. Только от пиратов он покамесь не спасает. Но он явно лучше PSN или XBL.

 

На этом пожалуй и всё. Спасибо за внимание.

Комментарии (235 Комментариев)