Х в квадрате: История освоения консольного рынка компанией Microsoft (Часть вторая)
Продолжаем начатую мной вчера тему о том, как одна очень жадная до денег американская компания из Редмонда бороздит совершенно непонятный ей рынок игровых консолей. Вчера мы с вами узнали, как Билл Гейтс и Стив Баллмер сожгли несколько пар своих кальсон в попытке убедить игровое сообщество, что Xbox - это замечательная игровая консоль. Сегодня же мы поговорим о втором этапе позорного марафона Microsoft, который прошёл под девизом "Jump In".
Ещё в 2003 году, когда стала понятна судьба мертворождённой консоли Xbox, инженерное подразделение Microsoft начало разработку совершенно новой игровой консоли, которая должна была называться Xenon, потом название сменили на Xbox 2, затем Xbox FS, Xbox Next и NextBox. Оглядевшись на 360 градусов в поисках фантазии и вдохновения для названия новой консоли, но ничего так и не обнаружив, креативщики Microsoft решили назвать приставку просто Xbox 360. "Вот и пускай потом себе голову ломают, почему 360" - подумали креативщики и ушли на радостях пить дешёвую водку.
Редмондская компания, на всякий случай, решила предварительно обработать расслабившихся хомячков напильником, и специально для этих целей выпустила вирусную сетевую игру OurColony, которая одним только своим названием уже намекала на далеко идущие коварные планы корпорации зла - поработить неокрепшие умы американских подростков и кредитные карточки их родителей. Хотя, чего ещё мы можем ожидать от корпорации, которая всегда думала только о деньгах и никогда о качестве своей продукции? Первый анонс новой игровой консоли состоялся на телеканале MTV, где приставку зрителям продемонстрировал актёр Элайджа Вуд (также известный в миру, как Фродо). Майкрософт давно прочухала, что если рядом с приставкой поставить какого-нибудь известного рэпера или хоббита из трилогии "Властелин колец", то это немного отвлечёт внимание публики от отсутствия на этой приставке хороших игр. Точно также в России в центр стола всегда ставят бутылку водки, чтобы скрасить нехватку еды и закуски. Вдогонку к теле-презентации на самом тупом американском телеканале для подростков, Билл Гейтс снялся в эротической фотосессии вместе с девственным Xbox 360 для журнала Time, и даже оплатил свой портрет на его обложке с символичными красными огоньками (LOL). В интервью к фотосессии Гейтс разоткровенничался и поведал читателям, что: "Xbox 360 - идеален, а Sony ничего не светит на этом рынке в тени серии Halo". Если бы Билл только знал, что ждёт его впереди, он не был бы так щедр на комплименты в адрес своего детища. Но, всему своё время. Мы дойдём и до этого.
Приставка поступила в продажу в ноябре 2005 года, в аккурат к праздникам, когда американские дети бьют морды своим свиньям-копилкам и бегут в магазины, чтобы потратить сбережения на что-нибудь совершенно бесполезное, вроде консоли Microsoft и тупых стрелялок от Activision. Несмотря на то, что на старте новой консоли Microsoft было заявлено довольно много названий, многие из этих игр ничем особенным не выделялись на фоне проектов предыдущего поколения. Я говорю сейчас о разного рода проходных симуляторах вроде FIFA, NHL, NBA и прочих Madden, которые пачками штампуют для всех платформ, включая особо продвинутые математические калькуляторы. Конечно, можно отметить в стартовой линейке такие проекты, как Kameo: Elements of Power, Perfect Dark Zero, Project Gotham Racing 3, но если задуматься - все эти игры не произвели никакой революции. А некоторые продукты из стартовой линейки Xbox 360 и вовсе делались в такой спешке, чтобы успеть к ноябрьскому запуску, что вышли до ужаса забагованными, сырыми и частично урезанными. Но ящеры, которые уже привыкли к проходному качеству продукции Microsoft, не обратили на это никакого внимания и хавали всё, что им дают, без хлеба, за обе щеки и громко причмокивая.
Пришло время заглянуть внутрь "инновационной консоли" Xbox 360. В качестве центрального процессора в неё был установлен трёхъядерный IBM Xenon с частотой 3,2 ГГц. По сути, Microsoft наглым образом "позаимствовала" технологические разработки компании Sony, так как Xenon был создан на основе трёх (из восьми) PPE-ядер процессора Cell, который позднее лёг в основу консоли Sony Playstation 3. Но, разумеется, тогда никто из ящеров об этом ничего не знал. А если бы и узнал, то обязательно потерял бы сон, перестал принимать пищу, да так бы и умер в страшных мучениях от осознания того факта, что его любимая консоль работает на одной трети процессора вражеской Playstation 3. Кстати, на выставке E3 2005 года все игры Xbox 360 запускались на обычных Apple PowerMac G5s, что очередной раз как бэ намекает нам, что в Microsoft никогда не производили игровых консолей.
Помимо сворованных у своих прямых конкурентов технологий, Xbox 360 в момент запуска мог похвастаться внушительным списком прочих инноваций, среди которых:
- Обратная совместимость с предыдущим Xbox на уровне скачиваемого эмулятора с частичной поддержкой библиотеки старых игр.
- Отсутствие возможности установить в консоль жёсткий диск большего объёма, если только речь не идёт о фирменном винчестере Microsoft, который продаётся в три раза дороже, чем стоит обычный винчестер большего объема в магазине.
- Платный сервис для игры с друзьями по интернету. Заплати за игру. Заплати за интернет. Заплати за возможность играть в эту игру через интернет. Ящеры уже привыкли терпеть подобную несправедливость и послушно вбивали номера своих пластиковых карт в пустые поля форм для оплаты.
- Белый корпус базовой комплектации консоли был выполнен из дешёвого, маркого пластика, отмыть который даже от пыли получалось далеко не всегда.
- Включенная консоль создавала в комнате стильный ambient-шум, сравнимый по громкости с работающим двигателем ВАЗ-2106.
- Базовый комплект консоли включал в себя только проводной контроллер.
- PRO-комплект включал в себя беспроводной контроллер, который регулярно нужно было кормить батарейками.
- Гарнитура для Voice-чата проводом подключалась к контроллеру, который, как вы помните, нужно было кормить батарейками.
- Крестовина контроллера была настолько неудобной, что даже ящеры привыкшие к лишениям и страданиям, исподтишка с укором поглядывали в сторону Microsoft.
- В базовой комплектации приставки был только композитный кабель, чтобы ящерам было удобнее наслаждаться Sub-HD картинкой на экранах своих ламповых телевизоров "Рубин".
- В первой модели консоли начисто отсутствовал HDMI-выход. Компонентные провода были только в PRO-комплектациях.
- Отсутствовал оптический выход для вывода звука на внешний ресивер.
- Не было даже малейшего намёка на встроенный Wi-Fi. А если ты хочешь беспроводной интернет - будь добр, купи вот эту свистульку производства Microsoft за 100 долларов.
- И вдобавок ко всему перечисленному, консоль не умела запускать HD-диски с фильмами ни в одном из доступных на рынке передовых форматов. Хотите HD-кино? Вот вам дополнительный внешний привод HD-DVD за 150 долларов производства кого бы вы думали? Конечно же - Microsoft. Правда, в продавцы-консультанты почему-то не сообщали покупателям о том, что уже через пару лет этот привод можно будет выкинуть на помойку, так как в битве форматов уверенную победу одержит Blu-Ray, а от HD-DVD отвернутся даже дешёвые порно-студии.
Вот так плачевно обстояли дела у новой консоли Microsoft в далёком ноябре 2005 года. Думаю, что в момент запуска Sony Playstation 3 в 2006 году, всем было понятно, что предприниматели из Редмонда где-то там, в своих тёмных офисах, нервно кусают губы, осознавая как сильно просчитались уже во второй раз подряд. Разумеется, часть этих недостатков была решена спустя 5 лет после запуска консоли. Например, с выходом Xbox 360 Slim (который, к слову, не был особо тоньше оригинального Xbox 360) появился, наконец, оптический выход для звука и встроенный Wi-Fi. Подумать только, пять долгих лет понадобилось Microsoft, чтобы добавить совершенно очевидные функции в свой "Ящик Пандоры".
Если экономия на очевидных функциях решалась за счёт продажи глупым хомячкам дополнительных аксессуаров за бешеные деньги, то ряд технических недостатков консоли просто так решить уже не получалось. Сначала всплыла на поверхность проблема "красных огней смерти", которая до сих пор снится в кошмарах некоторым бывшим ящерам, которые оказались достаточно умны и в итоге купили себе Playstation 3 или Nintendo Wii. Из-за некачественной сборки и дешёвых комплектующих, приставки просто выходили из строя сотнями тысяч. В момент своей предсмертной агонии, консоль игриво подмигивала своему владельцу красными огоньками вокруг кнопки питания и уже не включалась никогда. В те годы, "красные огни" унесли жизни около 30% всех выпущенных консолей, несмотря на официальное заявление Microsoft, что выходят из строя всего 3-5% приставок (кто ж вам поверит после Windows ME?). Позднее всплыла новая информация от независимых источников, что на самом деле в первых партиях Xbox 360 вообще было до 68% бракованных консолей. Руководство Майкрософт вырвало себе немало волос в разных интересных местах, выпило немало валерьянки и потратило миллиард американских денег на осуществление трёхгодовой программы по обмену сгоревших Икс-головёшек, а также сотни миллионов долларов по гражданским искам против компании от возмущённых геймеров. Некоторые жертвы халатности Microsoft потеряли по три-четыре Х-ящика в те нелёгкие времена, но самые откровенно тупые из них продолжали покупать себе новые консоли одну за другой на замену сгоревшим. Подобное поведение ещё раз доказывает, что Microsoft применяет агрессивные методы гипноза и 25-й кадр в серии Halo, с помощью которого внушает своим адептам, что им очень нужна ещё одна некачественная американская консоль взамен той, что скоро сгорит, а также плакат с голым Мастером Чифом в полный рост на стену. В 2009 году, спустя четыре мучительных для Microsoft года после обнаружения проблемы, процент брака новой ревизии Xbox 360 всё ещё оставался невероятно высоким - около 12% от общего числа.
С выходом Slim-версии консоли, Майкрософт решили проблему "трёх огней смерти" раз и навсегда: они просто убрали практически все красные светодиоды, оставив лишь один посередине. Теперь, если приставка горела в аду - она начинала светить единственной красной точкой, расположенной в центре кнопки включения питания. Заодно Майкрософт отказались от трёхгодовой программы гарантийной поддержки своей консоли, ведь она вышла в "новом дизайне", авось и не сломается.
Беда никогда не приходит одна, поэтому на консоль Xbox 360 проблемы сыпались со всех сторон. Следом за "красными огнями" наступил период судебных исков по поводу того, что приставка царапает диски с играми. Консоль их не просто царапала, а планомерно наносила равномерные качественные канавы на поверхность новенького, только что купленного диска, приводя его в полную негодность. Microsoft оправдывала эту проблему тем, что к работающей консоли нельзя прикасаться во время игры. Включил приставку - отбеги подальше, а то мало ли. Вдруг она диск зажуёт или взорвётся. Читайте инструкцию: во время игры приставку руками не трогать, выключать питание и извлекать диски с играми разрешено исключительно силой мысли, иначе лишитесь гарантии.
Апдейт дашборда, вышедший в ноябре 2006 года, внезапно начисто брикнул часть любимых ящерами приставок. После установки патча консоль просто перезагружалась и показывала своему хозяину жопу в SUB-HD разрешении. С выходом в 2008 году интерфейса "New Xbox Experience", некоторые консоли перестали правильно считывать диски с играми, а другие просто отказались передавать аудиосигнал через HDMI-кабель. Некоторое время ящеры играли в гробовой тишине.
Пиратство шло этой консоли исключительно на пользу, так как экономия на покупке игр хоть как-то оправдывала идиотское решение человека купить себе эту бесполезную коробку. Microsoft неоднократно придумывали различные ухищрения по защите своих видеоигр и операционной системы консоли, но пираты реагировали достаточно оперативно и обходили всё эти "защитные механизмы" за пару-тройку вечеров с помощью пива и бутербродов с колбасой. Сначала прошивался привод, чтобы безболезненно запускать копии игр на болванках. Чуть позднее народные умельцы начали перепаивать материнскую плату консоли и писать для неё свой собственный софт, который позволял запускать игры с внешнего жёсткого диска. Охота на пиратов принесла Microsoft одну головную боль и огромное количество новых судебных исков. Многочисленные массовые репрессии (пожизненные баны) нарушителей порой подминали под себя ни в чём не повинных людей, которые честно платили за игры и Live. Таким незамысловатым образом, очень многие обиженные ящеры перешли на сторону добра и приобрели себе, наконец, Playstation 3, забыв, как страшный сон, о том, что за онлайн-игры нужно кому-то регулярно платить, а тебя за это ещё и забанить могут пожизненно с конфискацией имущества. По итогам безуспешной борьбы с пиратством, американская корпорация решила просто плюнуть на всё и пустить дело на самотёк.
Тех ящеров, которые остались верны "Корпорации зла", впереди ждало самое главное испытание в их жизни. Ведь главной проблемой Xbox 360 были не огни смерти и не отсутствие Blu-Ray привода. Главная проблема приставки Microsoft носит название Kinect (в девичестве - Natal). Стив Баллмер, особо не раздумывая, купил еврейскую конторку, у которой уже был работающий прототип инфракрасной 3D-камеры, которая в максимально сжатые сроки была оформлена под периферию для Xbox 360. Несмотря на стоимость производства Кинекта в 40 долларов, Майкрософт решили, что на зомбированных хомячках грех не навариться, и выставили ценник в 200 американских президентов. Практически ценник новой полноценной консоли. Но, как выяснилось позднее, трюк удался, и ящерицы толпами повалили в ближайшие магазины бытовой электроники за чудом еврейской инженерной мысли и американского маркетинга. На сегодняшний день было продано около 24 миллионов этого бесполезного куска пластика, который в 99% случаев пылится над телевизорами, угрюмо склонив свои окуляры, ведь играть-то на Кинекте просто не во что.
А уж сколько было обещаний во время рекламной кампании Kinect! Нам обещали быстрый и простой перенос внешности игроков и реальных предметов прямо в игру, мгновенный отклик на мельчайшие движения игроков, вплоть до считывания пальцев на руках. Как всё оказалось на самом деле? Если твоя комната меньше, чем в американском частном доме за 2 миллиона долларов - выкинь мебель, спили люстру, проломи стену к соседям и выгони жену с детьми. Хочешь поиграть, но в помещении помимо тебя ещё пара человек - Кинект обязательно будет принимать их за тебя и наоборот. Одел свободную одежду - Кинект тебя просто не узнает, мол, кто это такой и где мой старый хозяин, который за Live исправно платил? Если мимо телевизора кот пробежал по полу - Кинект радостно уведомит вас, что "игрок номер два вошёл в игру". Про какие там пальцы они нам рассказывали, когда Kinect за моими руками и ногами еле поспевает? В этом заключается вся суть Microsoft и их "революционных" технологий. Лишь яркие обещания, много пафоса и откровенного вранья.
Давайте попробуем перечислить самые "крутые" эксклюзивные проекты для этого, не побоюсь этого слова, революционного девайса: Dance Central, Dance Central 2, Dance Central 3 и, собственно, я закончил. Недоразумения вроде Kinect Star Wars даже обсуждать не хочется, достаточно вспомнить хотя бы постановочную демонстрацию этой игры на E3, в реальности всё ещё хуже, чем во время той демонстрации. А остальные игры для Kinect - сплошные Kinect Adventures, да чесание у котиков за ушком. Жалкие потуги Мелкомягких подогнать хардкорные игры под этот еврейский прибор ночного видения ничем хорошим не закончились. Зато страдающие от нехватки игр ящеры теперь могут тихо и мирно беседовать со своим единственным настоящим другом Кинектом, и выкладывать записи своих танцевальных номеров без трусов на YouTube.
Обязательно стоит обсудить библиотеку эксклюзивов Xbox 360, благо, что обсуждение выйдет очень коротким. За восемь лет своего существования на Xbox вышло всего несколько более-менее достойных эксклюзивов. Crackdown - серия, которой ящеры очень гордятся. Эта футуристичная песочница особенно радует школьников, ведь школьники любят песочницы даже больше чем срать в комментариях на MFB. Fable 2-3 - продолжение симулятора пердежа в лицо, мужиков-шлюх с вырезами на заднице и переодевания в петухов от Мулинье. Forza Motorsport 2-3-4-Horizon - когда-то довольно неплохой гоночный симулятор к моменту выхода Horizon окончательно скатился в аркадность и гламур, дабы идеально соответствовать вкусам целевой аудитории, т.е. школьникам и студентам первых курсов. Ведь все мы знаем, что профессионалы давно отдали своё предпочтение серии Gran Turismo. Halo 3-4-ODST-Wars - счастье и гордость любого уважающего себя ящера. Если ящер не прошёл все части этой серии и все их ремейки на самой высокой сложности, то он ни разу вообще не ящер, и его следует обоссать и изгнать из Microsoft-коммьюнити. В центре сюжета трогательная история о том, как американские качки в разноцветных скафандрах сражаются с космическими захватчиками. А ещё там можно садиться поверженному противнику на лицо, демонстрируя окружающим превосходство своего интеллекта. Но, разумеется, это значительно лучше, чем пускать газы прохожим в лицо, как это было в случае с Мулинье. Gears of War 2-3-Judgment - ещё одна серия, которой ящеры бравируют в битвах с Сони-элитой. Трогательная история о том, как американские качки расстреливают космических тараканов. Стоп. Кажется, это уже где-то было? На запуске Xbox 360 движок Unreal 3 выглядел довольно неплохо, но когда вышла Judgment - даже ярые поклонники серии поняли, что ничего хорошего от GeoW ждать уже не стоит. Perfect Dark Zero - одна из немногих игр, которые разработала для этой консоли легендарная некогда студия Rare. Too Human - не очень удачная попытка Silicon Knights запустить довольно многообещающую серию RPG на консоли Microsoft. Blue Dragon и Lost Odyssey - в общем целом довольно качественные JRPG от отца Final Fantasy Хиронобу Сакагучи, который продал Microsoft остатки своей души. Хитами игры стать так и не смогли, но своих немногочисленных поклонников определённо нашли. Вот, пожалуй, и все достойные, на мой взгляд, эксклюзивы этой консоли. Да, конечно, было ещё много эксклюзивной шелухи, японских игр про женские трусики, названия которых вряд ли что-то кому-то скажут, но всё это совсем не то, чего, затаив дыхание, ждали несчастные обладатели Xbox 360. Иногда их даже становится искренне жалко.
Теперь поговорим о том самом "проклятии Microsoft", которое я упоминал в предыдущей своей статье. Всё, до чего бы ни дотрагивалась корпорация из Редмонда, либо умирает, либо теряет какую-либо ценность. Хотите примеры? Я составил небольшой список для наглядности:
- RARE - студия, подарившая миру Battletoads, Killer Instinct и Donkey Kong Country, теперь рисует аватарки для дашборда Xbox 360, да пишет программульки для никому не нужного Kinect. Основатели студии очень спешно покинули свою компанию после её приобретения Майкрософтом. Мы-то с вами прекрасно понимаем, почему они сбежали.
- Lionhead Studios - после поглощения студии редмондским гигантом, Питер Мулинье выпустил лишь две части Fable, распрощался с мечтой воплотить свой проект Milo & Kate, которое на корню зарезало руководство Microsoft, а потом и вовсе сбежал с тонущего корабля. Теперь Питер делает бездарные экспериментальные поделки для iOS в своей студии 22Cans. После его ухода даже серию Fable превратили в Kinect-шутер от первого лица. Покойся с миром, симулятор пердежа.
- FASA Studio - создатели некогда культовых ПК-серий MechCommander и MechWarrior были просто напросто закрыты Microsoft.
- Carbonated Games - авторы множества хитовых головоломок для XBLA также были закрыты.
- Ensemble Studios - разработчики серии Age of Empires. Закрыты.
- Aces Studio - создатели Microsoft Flight Simulator. Закрыты.
- Silicon Knights - после того, как в разработку эксклюзива Xbox 360 были вложены все силы и средства студии, они оказались на грани банкротства. Позднее был суд с Epic, уход основателя студии, а теперь в студии осталось около пяти сотрудников. Вы ведь прекрасно понимаете, что эта история началась, прежде всего, с сотрудничества с Microsoft.
- Digital Anvil - студия была поглощена Microsoft Game Studios, откуда позднее все ключевые сотрудники Digital Anvil разбежались кто куда.
- Indie Built - создатели серии детективных квестов про Текса Мёрфи были приобретены Microsoft в 1999 году. Затем студия простаивала на месте пять лет, после чего была продана следующему покупателю, растеряв ключевых сотрудников и всякую ценность, после чего и вовсе была закрыта.
- Mistwalker - студия упомянутого чуть выше Хиронобу Сакагучи, создателя серии японских ролевых игр Final Fantasy, подписала с Microsoft договор на выпуск двух эксклюзивных проектов для их консоли. Две игры продались из рук вон плохо. Теперь от Сакагучи осталось только известное когда-то имя, да пара его поделок для iOS в App Store. Проклятие Microsoft одинаково беспощадно ко всем без исключений.
- Bungie - создатели гордости ящеров, серии Halo, бросили Microsoft на произвол судьбы и теперь делают мультиплатформенные проекты.
- Epic Games - стоит ли напоминать вам, что в стане главного союзника Microsoft не всё так хорошо, как раньше? Клиф Блезински убежал, открестившись от опостылевшего Gears of War. Чем теперь Epic будет поддерживать своего партнёра, когда потеряла своего ключевого сотрудника?
На мой взгляд, в этом списке достаточно доказательств моей теории о том, что рано или поздно Microsoft превратит в говно весь рынок видеоигр. Им только дай возможность - и всё, тушите свет! Следует отметить ещё один немаловажный факт: до появления Microsoft на рынке игровых консолей - практически не было никакого фанбойства. Никто ни с кем не ругался. Разве что в шутку и очень редко. Владельцы консолей Nintendo играли себе в Марио, владельцы Playstation - играли в Бандикутов, а Сеговцы радовались Сонику. Но Microsoft решила нарушить гармонию и вкинуть пару вёдер говна в вентилятор. Конечно, давайте натравим наших пользователей на пользователей других платформ - так они всех наших конкурентов и перебьют! И тут началось: подковёрные интриги, заговоры, подкуп журналистов, телеведущих, воровство эксклюзивов, создание личной армии зомбированных ящеров-хомячков, которые искренне верили в то, что Xbox - это вообще первая и самая лучшая игровая консоль в мире. В общем, типичный такой бизнес по-американски. Пускай, мол, они грызут друг другу глотки, а мы на этой войне только карманы деньгами набьём. И ведь план сработал. Дрессированные ящерицы начали злобно шипеть и кидаться на ничего не понимающих обладателей других платформ. А всё почему? Да потому, что у них игр хороших нет. Вот и злятся ящеры. Остаётся единственная надежда на счастливый исход этой бесконечной войны: когда осенью выйдет следующий Xbox, ящеры поймут всю бесперспективность и жадность Microsoft, и придут просить прощения у Сонибоев и Мариодесантников за годы безосновательных нападок на них. А те возьми, да и прости ящеров. И будет радость, солнце, мир во всём мире, торжественные похороны Бобби Котика и продолжение серии Shenmue.
Комментарии (282 Комментария)