Прекрасное далёко №8. DanganRonpa.

Опубликовано Hикто и никак - сб, 2014-03-15 18:53

 

Я очень люблю читать. Не знаю что именно послужило этому причиной (возможно, моё излишнее увлечение "понедельник начинается в субботу" Стругацких), но я очень люблю когда написано много и что важнее всего - хорошо и интересно написано. Наверное, именно это привело меня к фанатизму в мире jrpg. Туда, где все строится главным образом именно на сюжете и оступившись в данном аспекте можно считать что насмарку уходит всё целиком. И да, кому не нравится то, о чём я начал - да бродите лесом, упорыши.

 

 

Но мы отвлеклись. В нашем случае речь пойдёт совсем не о каких-либо проектах в стане японских ролевых игр, а собственно о самом чтении. И напрямую связанном с этим жанром визуальных новелл, которые по своей собственной сути играми не являются вовсе, но со временем развиваются и обретают свой собственный стиль за счёт воплощения в себе новых идей взаимодействия игрока с новеллой. Ранее в лучшем случае можно было разве что читать и лишь изредка влиять на что-либо влиять редкими выборами как, например, в Saya no Uta. Но прямо сейчас стало возможно менять развитие событий даже настолько незначительными мелочами, как осмотр какого-либо места, детали или даже разговором с кем-то - как в Ever17. Кое-где придётся очень хорошо напрячь мозги в местных головоломках, как в 999. А у некоторых так и вообще элементы квеста есть с высокими требованиями к внимательности игрока, как в Ace Attorney. Бывает даже так, что приходится напрямую выживать и избегать смерти разного типа изощрённости, как в Corpse Party.

Да, я мог бы очень много написать о вышеуказанных новеллах и даже написать полное ревью к вышедшей на 3DS и PSV Zero Escape, сиквелу 999... Но сегодня главное место займёт проект практически трёхлетней давности. DanganRonpa (Trigger HappyHavoc).

 

    

   

 

Никаких иллюзий - тут всё о школе и школьниках. Но что если школа будет абсолютно изолирована от всего остального мира, а единственный способ оттуда выбраться (условие выпускного) - это убить кого-либо и так, чтобы никто потом тебя даже не заподозрил в этом? На этой (весьма оригинальной) идее и зиждется главная завязка всей новеллы, которая по ходу развития событий, естественно, пополняется пониманием того, что вокруг происходит, кому это надо и зачем всё это устроено. Честь по чести. И всё в антураже полной безисходности вперемешку с полным безумием, которое я обожаю. Что ещё радует - за все 20-30 часов чтения не возникает ни капли "воды". Всё лишь по сюжету и напрямую влияет на развитие событий. Так что тратить ваше время никто не будет.

Но и тут не всё так просто. Дело в том, что DanganRonpa исходя из своей изначальной идеи идеальных убийств помимо триллера и ужасов являет собой ещё и первоклассный детектив с некоторыми свойственными новеллам от Spike Chunsoft зияниями в сюжете с игровым процессом. Которые, может, не так уж и сильно выделяются на всеобщем фоне, но в то же время любителям поразмышлять доставляют довольно-таки ощутимые неудобства. Сценаристы и писатели, естественно, ведут читателя и игрока за ручку до самого конца, где по ходу тычут его носом в напрямую раскрывающиеся секреты и поставленные вопросы. И в то же время замечательнейшим образом взкользь и иногда даже совсем незаметно вводят в повествование зацепки для пытливых умов о разного рода событиях в будущем и о том, что же на самом деле происходит внутри изолированной академии и за её стенами. Несвойственные, непонятные и странные слова, действия, предметы - всё это заставляет реально задуматься и искать всему этому логическое объяснение, сопоставляя факты и найденные улики. Что в силу умственных способностей игрока-читателя может позволить уже на данном этапе привести к некоторым выводам, которые будут освещены лишь позже. Это не 999, где нужно решать судоку и досконально знать теорию о коте Шрёдингера со всеми её следствиями чтобы хоть что-то понять в местном сюжете. Тут нужно лишь напрячь свою логику.

 

 

Поиск улик на месте преступления - задача довольно нетривиальная, но в то же время не сильно и сложная. В большинстве случаев благодаря опять-таки вашему уму из найденных улик и показаний что-либо уже однозначно будет указывать на предполагаемого убийцу. Но вот тут сценаристы опять прячут свои сюрпризы - среди всего этого может закрасться мысль типа "что-то здесь определённо не так". И как по заказу - в том же самом большинстве случаев всё может повернуться с ног на голову и в ходе слушаний может появиться совсем уж неожиданный подозреваемый. Причём всё это не просто притянуто за уши, а довольно конструктивно и логично обсуждается в кругу выживших исходя из тех же показаний и улик. Сами слушания - это что-то сильно похожее на тип игрового процесса, который имеет место в Ace Attorney. Тут тоже придётся уличать кого-либо в неправде в ходе обсуждения и представлять найденные улики как доказательства.
Но вот тут-то и открываются те самые зияния, о которых я и говорил.  Убийцы иногда выдают себя совсем уж смехотворными вещами или банально проговариваются, а некоторые факты оговариваются раз по десять, как будто они совсем не очевидны. В то же самое время различные режимы в процессе слушаний созданы как будто для того, чтобы вывести вас из себя своей глупостью. Да, находить несоответствия в чужих словах и разрушать их своими уликами весьма занятно, чего не скажешь о, например, Machinegun Talk Battle, где всё что вам нужно - это лишь вовремя нажимать крестик и добивать соперника треугольником - ничего детективного или хотя бы логичного тут днём с огнём не сыскать. Это просто тупо и ненужно.
Ну и управление, в котором Spike традиционно не сильна. То, что можно было бы уместить в какие-то три-четыре кнопки умудрились растянуть не только на все элементы управления PSP, но ещё и комбинации клавиш сверху положить. Пальцы и мозги сломаешь, пока привыкнешь. 

 

   

   

 

Но в защиту игры отдельного слова заслуживают и сами персонажи. Ярчайший пример того, как "всё гениальное - просто". Как иногда путь самого малого сопротивления приводит к весьма впечатляющим результатам. Здесь не стали придумывать оригинальные личности со своими отличительными чертами - здесь именно на отличительные черты накладывается вообще всё остальное.

Как так вышло?

Дело в том, что академия, в которую попали наши герои, не совсем простая. Это самая элитная академия в стране, которая выпускает тех, кто будет определять будущее страны. Естественно, туда берут самых-самых, а не абы кого. Тех, кто лучший среди своего возраста в какой-либо области. Лучший боец, лучший писатель, лучший программист, лучший предсказатель, лучший пловец... Есть даже лучший шулер. Нехитро, но эффективно - все персонажи получились действительно уникальными и отличными друг от друга. Очень разными и при этом пытающимися ужиться друг с другом. Под стать и их воплощение - снимаю шляпу перед художниками за действительно замечательный арт и отдельное спасибо моделлерам с дизайнерами за прекрасные трёхмерные задники с весьма занятной анимацией. Уж чего, а глазу есть за что зацепиться.

Жаль, но я до самого конца данной статьи так и не нашёл ни единого слова о музыке. Всё потому, что выделять её особо не за что. Ведь за всё то проведённое с DanganRonpa время она делает то, что называется "прикинуться ветошью и не отсвечивать". Ну, хотя бы это выложу:

 

   

 

 

 

 

 

А ещё у этой новеллы есть продолжение в виде Super Dangan Ronpa 2 - ведь настолько хороший сюжет было бы просто глупо вот так оставить. Есть римейк, есть перевод на английский (кроме второй, но скоро будет). Переводы ищите сами, а оригинал выходил на PSP-PSV и iOS с Android. Ах да, тут ещё кровь розовая...

Играйте в хорошие игры!