Перейти к основному содержанию

Лучшие игры жанра киберпанк за всю историю

Author: Заводной Апельсин / Дата: вс, 2011-09-04 01:52 / Тэги: Deus Ex: Human Revolution
MadTOP


К тому времени, когда вы прочтёте эту немного запоздалую статью, Deus Ex: Human Revolution будет уже доступен во всех игровых магазинах мира, заражая разум нового поколения геймеров выдержанной иконографией жанра киберпанк (рецензию от MFB можно прочитать здесь). И хотя большинство аплодисментов получает Deus Ex, за многие годы существования этого жанра было выпущено и много других отличных игр, начиная, как и надлежит, с Neuromancer'a 88 года, который вышел на Appel II.

 

В этой статье я отдаю дань вехам этого жанра. Дистопическое будущее, живые машины, морально неоднозначные хакеры, зловещие глобальные корпорации – об этом всём вы можете прочитать именно здесь. 

ljklkj


Neuromancer (Mediagenic, 1988)


Эта богатая работа фикции вместе с Бегущим по Лезвию Ридли Скотта положила начало жанру (заметьте: не сама игра, а книга, которую и адаптировали в игру, вышедшая раньше). Neuromancer вышел на разных платформах, включая Амигу, Apple II, Коммодор 64 и DOS, и являлся попыткой разработчиков превратить определяющее целый жанр произведение в RPG-игру. Вместо того чтобы точно следовать сюжету книги, игра являлась переосмыслением похожих событий, произошедших в Chiba City. Игра была довольно умной, ибо совмещала два совершенно разных стиля игрового процесса: из " реального " и кибер-пространственного миров, используя трёхмерную решётку в качестве виртуальной вселенной.  


jhkjk


Interphase (Image Works, 1989)

Interphase вышел в 89 году на Commodore Amiga и стал одной из первых игр, обхватившей жанр целиком. Местом действия послужило кибер-пространство в виртуальной реальности, за которыми следила притесняющая всё и вся мега-корпорация. Игра многое взяла у Neuromancer'а. 


Цель игрока – вырубать камеры слежки и роботов в виртуальном мире, пока их подруга, похожая на Молли Миллионс (персонажа из произведений Гибсона), проникает в само здание компании. Эта двойная реальность разыгрывается в реальном времени, а следовательно, все действия игрока влияют не её успех и шанс на выживание.


Из всех игровых экземпляров, представленных в этой статье, Interphase – самый чистокровный. Он и в наши дни выглядит и играется отменно благодаря ретро-графончику с очаровывающим вкусом кибер-панка.  


jhhj


Dreamweb (Empire, 1992)


Dreamweb широко известен тем, что стал первой компьютерной игрой, запрещённой рейтинговой системой Австралии (OFLC) из-за " сцен сексуального насилия ". Игра, вышедшая в 1992 году на Амигу и ПК, была квестом про потенциально безумного бармена, страдающего бессонницей. 

Как и многие игры в этом жанре, Dreamweb брал много примеров с Бегущего по Лезвию; похожие начальные титры и угрюмый OST, исполненный на синтезаторе, прилагаются. Сюжет в стиле нуар повествует о всём так, как есть, без фокусов, и игрок в течение игры систематично лишает жизни тех, кого выбрал в качестве цели таинственный " Dreamweb " – который, кстати говоря, вполне может быть простым вымыслом воспалённого воображения нашего шизанутого ГГ. Если вам нравится мрачный, беспощадный и очень жестокий киберпанк, то начинайте без лишнего раздумья именно с этой игры. 



kjhjk

Flashback (U.S. Gold, 1992)

Flashback часто неверно считают душевным продолжение ещё одной крутой научно-фантастической игры под названием Another World, но игра является совершенно иной, но не менее крутой вещью. Опять же, вдохновение жанром киберпанк чувствуется чуть ли не с начальной заставки: мужчина убегает от безликих агентов, которые хотят убить его, а затем садится на футуристический гравибайк и окончательно от них отрывается. Задние планы подходяще мрачны и покрыты одним металлом, все носят плащи. 

Сюжет игры наполнен всеми главными киберпанк-элементами, включая продажных полицейских, крутые технические вещицы, смертоносные игровые шоу и разлагающуюся урбанистическую среду.  


mm

Bloodnet (MicroProse, 1993)


Bloodnet – удавшаяся смесь киберпанка и вампиров; прямо бутыль CHOOH2, смешанная с кровью. Игра, вышедшая в 1993 году на Амигу, была квестом, где сюжет разворачивается вокруг обязательства Рэнсома Старка – полу-вампир и по совместительству хакер из кибер-пространства, у которого есть личные счёты с кровососущим обществом. 

Даже по меркам квестов/адвентур, Bloodnet очень сильно опирался на диалоги – это, впрочем, помогло построить богатый и вероятный мир.   Вдумчивая атмосфера не сделала игру слишком заумной благодаря некоторым весёлым и причудливым элементам, вроде возможности скачать призрак Элвиса Пресли из кибер-пространства (!!!). Ещё в игре куча не имеющих смысла, но очень смешных фраз, которые настолько восхитительны, что их надо лицезреть самому. 


kkjhkj


Shadowrun (Data East, 1993)


Shadowrun, являющаяся адаптацией настольной RPG с таким же названием, – это киберпанковая игра в жанре экшн-адвентур, которая поразила умы людей, игравших на SNES'е в начале 90-ых. Игрокам выпал шанс надеть кожаные ботинки Джейка Армитажа – хакера-наёмника, который бОльшую часть игры пытается восстановить свою потерянную память (как вы уже, наверное, поняли, потеря памяти – типичная опасность для людей, живущих в дистопическом/анти-утопическом будущем). 


hgjhgj

Syndicate (Electronic Arts, 1993)

Syndicate – это раннее порождения ума легендарного разработчика Питера Молинье, и оно остаётся одним из лучших. Игра представляет из себя RTS, который носит свой ярлык киберпанка на рукаве – вместе с разбрызганной кровью угнетённых и попранных. Свежее изменение в играх данного жанра: теперь игроки играют за подавляющую мега-корпорацию, а не за героя, который хочет ей помешать. 

Большинство миссий связаны с расправой любой оппозиции, мешающей твоему бизнесу, и твоё орудие в этом деле – команда кибернетических убийц. Проходя игру, игроки накапливают деньги, на которые можно купить новые стволы, чинить киборгов или заняться разработкой более развитых нано-технологий. Согласитесь, временами видеть то, как побеждает не герой, а дистопическое будущее, против которого он борется, доставляет всем радость. Жадность – это очень хорошо.  


hjgjh

System Shock (Origin Systems, 1994)


Серия System Shock занимает особое место в сердцах многих геймеров. В отличие от многих других игр того времени, сюжет и игровой процесс были соединены воедино с тонкостью нано-технологического имплантанта – ничто в сюжете не кажется неестественным или принуждённым. Игроки играют за хакера-мошенника, которого поймала корпорация TriOptimum, принуждая служить ей. Кибер-вмешательства игрока нечаянно приводит к тому, что у живой компьютер SHODAN (один из лучших злодеев эвах, например) съезжает с катушек и пытается уничтожить Землю.


System Shock – это веха не только для жанра киберпанк, но и для игр в целом; все игры, начиная от Деус Экса и заканчивая Порталом, обязаны ему многим.  


khkjj


Wipeout 2097 (Psygnosis, 1996)


На первый взгляд Wipeout 2097 не имеет ничего общего с киберпанком – просто гонка с футуристическими гравитационными тачками. Но сместите свой взгляд с трасс на мир, находящийся за ними, и вдохновение киберпанком становится более явным. Тёмные, загрязненные городские виды, японские футуристические технологии и огромные рекламные доски – всё это классическая дистопия. Я уже молчу про тот факт, что спонсором тачек, оснащённых огромным ассортиментом смертельного оружия, является крупная корпорация.  И, конечно же, не забываем о пульсирующем техно-OST, состоящий из сливок британского электро – если бы у жанра киберпанк был свой микстейп, то эта игра была бы им.  


jkjh


Blade Runner (Virgin, 1997)


Это же Бегущий по Лезвию, блеать. No comments, шедевр.  


jhkjh


Omikron: The Nomad Soul (Eidos Interactive, 1999)


"Киберпанковее " Омикрона и не найти. У этой игры есть всё, включая тёмные, предзнаменующие что-то плохое, городские виды, деспотическое правительство и коварные супер-компьютеры. Игра буквально притягивает игрока в свою историю – ты играешь не в игру, а заходишь в кибернетический мир. Прямо как агенты в Матрице, ты – незванный гость , который может вселяться в тела других людей (правда, с более героическими намерениями). 

Но настоящий бриллиант в кибернетической короне игры – это саундтрек от Дэвида Боуи. Помимо того, что Боуи записал музяку для игры, он участвовал в её разработке с самого начала, с концепции. Ещё немного пугающий тот факт, что одного из персонажей, в которого можно вселиться, играет его жена.  


lklil


Deus Ex (Eidos Interactive, 2000)


Deus Ex, выпущенный в конце тысячелетия, стал для многих геймеров первым ознакомлением с жанром киберпанк. Игра, место действие которой проходит в ночном дистопическом будущем, импонирует своим киберпанком до нердгазма и последующего кровотечения из носа.

Моральная (и биологическая) неоднозначность – это повестка дня в мире Деус Экса, в котором наш нано-технолофически аугментированный протагонист искусно троллит мега-корпорации, заставляя их бороться друг с другом. До того как вышел HL2, Деус считался многими лучшей игрой на ПК за всё его существование – несложно понять, почему.  


kjkjhk


Fear Effect 2 (Eidos Interactive, 2001)


Fear Effect 2, скорее всего, больше всего запомнился всем своими сисястыми героинями и курьёзным лесбийским подтекстом. Но внизу, за непристойной внешностью, пульсирует аугментированное сердце настоящего киберпанкового триллера. Городские виды футуристического Гонконга незамедлительно заставляет вспомнить Бегущего по Лезвию, а реалистичные наёмники, криминальные лидеры Триады и крадущиеся отсосины подошли бы для произведения Нила Стивенсона. Игра, выпущенная на PS1 в 2001 году, со временем осталась такой же крутой, как и при релизе, во многом надо отдать должное графону, сделанному в цел-шейде.  


jhgj


 

Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2005, Bandai)

 Революционная манга Широу Масамуне – это, наверное, самый важный экземпляр киберпанковой фикции со времён Neuromancer'а Гибсона. Любой отаку расскажет вам о том, что из материала Масамуне вдохновение черпало всё, начиная Матрицей и заканчивая новым Деус Эксом. К сожалению, игровые лицензии революционными назвать, мягко говоря, очень сложно, их удел – убогий экшон и графон " на отъебись ".

Ghost in the Shell: Stand Alone Complex на PSP – это не исключение, но поиграть стоит. Хотя по видимости игра и является прямолинейным шутером, она наполнена годным материалом в виде знакомых киберпанковых троп, вроде живых машин, кастомизацией оружия, угнетающей всё и вся полиции и взломом электронных устройств в качестве игровой механики.   


ikjjhk


The Matrix Online (Sega, 2005)


Да, это ёбаное ММО. Но игра была идейной, амбициозным проектом, который соединял стиль MMORPG с линейным сюжетом (это реально круто и именно то, чего не хватает всем остальным ММО, чтобы они считались нормальными), и игра сильно связана со второй Матрицей. В итоге игра не сумела стать классикой, как многие на то надеялись, но она остаётся гордым и одним из главных носителей плашки " киберпанк " среди игр. Игроки могли " скачивать " навыки и возможности для своего аватара, что позволяло постоянно менять класс своего персонажа. Естественно, игра полностью имитирует внешний вид фильмов, по которым она сделана; это значит, что в игре много всеми любимых кожаных плащей и солнечных очков от Oakley.  


uikuk


 

Deus Ex: Human Revolution (Square Enix, 2011)

Deus Ex: Human Revolution – это запросто самая тематически богатая киберпанк-игра из всех, что вышли, имеющая утончённость и проработку вселенной на уровне литературного произведения. Корпоративный шпионаж, правительственные теории заговора, этика евгеники и ещё более масштабные вопросы про то, что значит быть человеком, на которые игра предлагает найти ответ самому игроку. Ну, ещё игра тупо выглядит просто восхитительно – городские виды ещё никогда не смотрелись так красиво и монолитно. Игра настолько великолепно следует всем канонам киберпанка, что все просто обязаны играть её в плащах и солнечных очечах. (По крайней мере, так должны делать все читатели MFB, в противном случае мне придётся лично приехать к каждому и покарать Jensen-style)

Комментарии (63 Комментария)