Перейти к основному содержанию

Мышка vs Геймпад. Объективно и непредвзято.

Author: EStark / Дата: пн, 2012-07-16 10:35 / Тэги: Mouse
MadVersus

 

Прежде всего хотелось бы сказать, что это полностью моя статья, а не перевод чужой. Естественно, вы тут же подумаете "опять жирнота от EStark'а", но в это не так. Я действительно постараюсь написать объективную и непредвзятую статью, которая, надеюсь, вам понравится.

 


 

Для начала, мне хотелось бы рассмотреть чисто теоретические параметры двух игровых устройств.

Клавиатуру я не рассматриваю, так как профессиональная мышка может выполнять за неё все функции, кроме ходьбы, в которая клавиатура проигрывает геймпаду из-за аналоговых стиков у последнего). 

 

Эффективность:

Сразу скажу, что по этому параметру мышка лидирует, и основная причина тому...

  • Скорость. Пожалуй, это самый очевидный параметр, который многократно обговаривался. Как вам всем известно, скорость разворота камеры на стике зависит от угла наклона. И, очевидно, этот угол ограничен. Соответственно, угловое расстояние, пройденное камерой, пропорционально времени удержания стика. В свою очередь, скорость разворота камеры на мышке зависит исключительно от скорости перемещения этой самой мышки. А скорость, как нам всем известно, ограничивается лишь одной величиной - скоростью света. То есть, на практике, у угловой скорости разворота камеры нет ограничения. 
  • Очевидно, есть и другие параметры эффекктивности, но, во первых, они не столь значимы, как скорость, и, во вторых, я постараюсь их рассмотреть в контексте сравнения эффективности двух игровых устройств в отдельных жанрах. 

Один балл в пользу мышки

 

Удобство:

Тут все куда сложнее:

  • Удобство невозможно оценить так же объективно, как и эффективность. Кому то не нравится держать руки навесу или в обхватку, а кому то не нравится елозить мышкой по столу.
  • Сравнивать формфакторы так же неуместно, так как оба игровых устройства (в своих лучших вариациях), на данный момент, полностью копируют контуры обхвата руки.
  • Можно, конечно, записать в плюсы геймпада вибрацию, но это опять таки будет субъективно - лично я в большинстве игр её отключаю, так как меня она выдергивает из атмосферы игры, вместо того, чтобы помогать в неё погружаться.

Боюсь, консольная диаспора форума загнобит мою статью за один лишь этот пункт, но здесь, по моему мнению, ничья.


 




Как мы видим, в чисто теоритическом плане мышка > геймпада, но, как по мнению некоторых пользователей сего ресурса, в большинстве современных мультиплатформенных игр ВСЁ, начиная с геймдизайна, и заканчивая сюжетом и саундтреком, затачивается под геймпад. Такие утверждения пустопорожни и не имеют под собой никакого реального обоснования, но ясчитаю уместным сравнить эффективность мышки и геймпада в отдельных жанрах (и их современных представителях).

 

 



Итак, эффективность в отдельных жанрах:


  • Начем мы, пожалуй, с Шутеров от первого лица (FPS). Здесь априори мышка вин, ибо её эффективность выше. И как я сказал выше, заявления о том, что геймдизайн большинства мультиплатформенных игр рушится, при переходе с геймпада, на клавиатуру, не имеет под собой никакого обоснования. FPS не исключение. Более того, в некоторых FPS происходит нечто обратно противоположное, например в Battlefield 3, в котором консольные игроки жаловались на отсутствие Auto-Aim. Бесспорно, на консолях есть игроки, которые, в силу долгой игры посредством джойстика, навострились играть в шутеры не хуже, чем большинство игроков на мышке. Но это частные случаи, не дающие полной картины. Еще есть шутеры, вроде Halo, в которых, за период их долгого существования, игровой процесс подстроен так, чтобы протекать на геймпаде не менее органично, чем на мышке. Но это всё тот же частный случай, мышь вин.

Консольщики требуют ввести Auto-Aim

  • Шутеры от третьего лица (TPS). Упорно не понимаю, почему адепты геймпада утверждают, что в TPS удобнее управлять геймпадом. Так же, как и в FPS, большую часть времени нам нужно крутить камерой и целиться в противников, а тут, как нам известно, мышка куда эффективнее геймпада. Все заявления о том, что AI и левелдизайн затачивались под то, чтобы мы крутили камерой со скоростью 10 радиан в секунду, вместо 15 - полнейшая безосновательная чушь. Мышка вин.
  • Платформеры. Здесь, конечно же, победителем выходит геймпад, за счет аналоговых стиков.
  • Файтинги. Здесь, скорее, сравнение геймпада с клавиатурой. Честно говоря, никогда не понимал, почему большинство игроков считает геймпад более подходящим для файтингов игровым устройством. Все дело, опять таки, в устройстве геймпада, при котором мы держим два пальца правой руки на шифте/курке, два под геймпадом, и один - на правом стике/кнопках. То бишь, всего один палец на 4 кнопки. Можно, конечно, попытаться елозить по кнопкам еще и указательным пальцем (да что уж там, и средним тоже), но, в таком случае, нам придется продольно вращать первую фалангу и нажимать на кнопки боковой стороной пальца, что чисто с физиологической точки зрения не удобно. То бишь, чтобы нажать подряд несколько кнопок, нам придется передвинуть палец, что куда медленнее, если на каждую кнопку будет приходиться свой палец (как на клавиатуре). А в файтингах, с их темпом, малейшая доля секунды, выйгранная с помощью клавиатура, может оказать решающее влияние на ход матча. Да, пусть на клавиатуре намного неудобнее играть, но зато эффективнее. И еще пару слов об этой самой эффективности. Вы, конечно же, спросите, почему, если клавиатура эффективнее, профессионалы играют на падах? Это не совсем так. Где то года два назад,  я видел на Хабре статью про игровое устройство, которое вы видите ниже. Вернее, не про это, но про очень похожее. В этой статье автор рассказывал о том, что солидное число профессиональных игроков играют на подобных игровых устройствах (там, где они разрешены, естественно), и что стереотипы о игре исключительно на геймпаде - вымыслы. Пожалуй, здесь ничья. Каждый решает сам, что для него важнее - эффективность, или удобство. Достопочтенные граждане мфб, в несовсем приличной форме, убедили меня, что сей девайс ближе к геймпаду, чем клавиатуре, посему объявляю геймпад победителем в этой области, и отнимаю одно очко у клавомыши.
  • Beat 'em up. Этот жанр я стану рассматривать на примере недавнего Batman:AC (Бит 'эм ап без фиксации на цели). Причин, по которым я считаю мышку в данной игре (и в данном жанре) более уместным игровым девайсом, всего 2. Первая причина - камера. Суть в том, что в Batman:AC (как и в многих других играх этого жанра) нельзя закрепиться на отдельной цели (да и это не имело бы смысла, так как врагов, обычно, около дюжины). Поэтому нам всегда приходится выбирать направление следующей атаки вручную. На геймпаде приходится это делать с помощью левого стика, в обычное время указывающего направление движения. На мышке же мы поворачиваем камеру в направлении следующей атаки. Не смотря на "Умную камеру",  из-за перспективы мы не всегда можем правильно оценить угол следующей атаки. На мышке подобная проблема отсутствует. Вторая причина (куда менее значительная и куда более субъективная) - кнопки. Комбо в Batman:AC требуют одновременного нажатия двух кнопок. Если речь идёт о Cross + Square, или Circle + Triangle, то проблем никаких не возникает. НО, если речь идёт о Square + Triangle, то проблемы есть. Расстояния между центрами этих кнопок составляет 1.9 сантиметра. Так как я держу подушечку большого пальца между всеми 4 кнопками, на данную комбинацию мне приходится жать концом большого пальца, ширина которого (конца) примерно 1.7 сантиметра. То есть, может случиться ситуация, из-за которой и просто прогну в бок одну из кнопок, но не нажму, из-за чего у меня собъется комбо. Вторая причина, конечно же, не столь важна, как первая. Но, в любом случае, в данном жанре (бит 'эм ап без фиксации на цели), мышка безусловно вин.
  • Слэшеры. Скажу кратко - если речь идет о слэшерах с фиксированной камерой, го геймпад вин. Со слешерами же без фиксированной камеры я знаком слабо, поэтому не стану рассуждать на эту тему. Геймпады вин.
  • Стратегии. Пожалуй, нет смысла разделять их на пошаговые и RTS, ибо в обеих вариациях мышка окажется эффективнее. Даже в пошаговой стратегии, где негде торопиться (той же Civilization), столько много функций и объектов, который на геймпаде приходится переключать поочередно. С мышкой же подобной проблемы нет. То же самое касается RTS, только в еще большем масштабе. Хотелось бы сказать пару слов про геймпад Wii U. С одной стороны, он, безусловно, подойдет под пошаговые стратегии. Я более чем уверен, что на геймпаде Wii U та же Civilization будет играться пусть и хуже, чем на мышке, но намного лучше, чем на стандартном геймпаде. Но что касается RTS, тут всё подругому. Недавно из уст пользователя Ив., я услышал фразу о том, что Starcraft 2 уже с успехом запустили на Wii U, и, возможно, его туда портируют. Я бы чудовищно не хотел этого по той простой причине, что это испортит всю игру. Основная часть управления SC2 - микроконтроль, осуществляемый, в основном, с помощью хоткеев, реализация которых на экране Wii U крайне сомнительна. Без хоткеев, темп игры упадет в несколько раз, что, на мой взгляд, недопустимо. 
  • RPG. Честно говоря, не знаю, что сказать об этом жанре, давайте просто рассмотрим последних его представителей. Skyrim. Хоть игра и от первого лица, в ней скорость перемещения камеры не играет важной роли. Весь интерфейс игры заточен под геймпад, поэтому на нем играть действительно удобнее. The Witcher 2. Заточка под геймпад здесь выражена менее ярко, и на мышке играть вполне приемлимо. Kingdoms of Amalur тоже самое. Видна заточка интерфейса под нужды геймпада, но на мышке от этого играется не менее удобно. Risen 2 - аналогично. DA:O - вот в неё однозначно удобнее играть на мышке. Еще есть DS и D3, абсолютно разные игры, с заточкой под свое игровое устройство. Есть еще, конечно же, JRPG на консолях и MMORPG на ПК, каждый из которых идеально приспособлен под свое игровое устройство. Поэтому, как мне кажется, в данном жанре уместно объявить ничью.
  • Гонки. Тут тоже самое, что и с платформерами, только выражено еще сильнее - за счет аналоговых стиков, геймпад побеждает.
  • Спортсимы. Те же аналоговые стики. Геймпад вин.
  • Симуляторы. Большинство симуляторов отличается тем, что использует очень большое кол-во кнопок, недоступное адептам геймпада. Поэтому клавиатура вин.


Таким образом, получаем счет 6:6, ничья.

 


 

 

На этом, пожалуй, всё. Я старался писать как можно более непредвязто и объективно, и, надеюсь, у меня это получилось. Моя статья, конечно же, не претендует на истинность, а всего лишь выражает мое мнение, приправленное некоторой долей неопровержимых фактов. Буду рад прочитать адекватную критике.


EStark, специально для Madfanboy.com

Комментарии (482 Комментария)