Перейти к основному содержанию

Что значит 8 ядерный Zen 2 у PlayStation 5? Грядёт ли революция и будет ли у нас 4K/60fps?

Author: truth1one / Дата: вт, 2019-11-05 03:58 / Тэги: PS5, Playstation 5, Zen 2, AMD, Графон
Analytics

Как известно у PS5 будет 8 ядерный процессор с 16 потоками, работать ор будет на 3.2Ghz. Это очень мощный чип, до сих пор нет ни одной игры, которую бы заточили именно под мощный 8 ядерный CPU. Но смогут ли разработчики использовать его потенциал? У PS2 был слабый CPU с мощными со-процессорами и разработчикам было тяжело, но в эксклюзивах все было весьма неплохо и часто при 60 фпс. У Xbox 2001 был мощный x86 CPU, но он быстро устарел (тогда х86 процессоры развивались очень быстро).

У Xbox 360 был очень мощный PowerPC с 3 ядрами на 3.2Ghz, он на порядок превосходил x86 процессоры того же года (Pentium D), но толку? В играх, даже эксклюзивах не было ничего особенного. Может быть его ограничила память с общей, весьма узкой шиной на CPU и GPU одновременно. А может дело было в мизерном кеше (1Mb на 3 ядра).

У PS3 был 7 ядерный (!!!) 3.2Ghz CPU уже в 2006 году. Там было одно общее ядро и 6 специальных ядер, очень быстрых в своих задачах. Никто не умел с ними работать (даже Kojima Production), а под одно общее ядро было сложно портировать игры. Что же вышло? Мощные специализированные ядра помогали разгрузить GPU и добиться потрясающих графических эффектов, но заморачивались с этим только в эксклюзивах. Поэтому у PS3 была лучшая графика в эксклюзивах, часто честные 720p и AA. А у X360 CPU не помогал разгрузить GPU, в итоге в эксклюзивах была слабая графика, часто низкое разрешение и повезёт если был AA.

Зато в мультиплатформе у PS3 первые годы был просос, ситуация стала лучше, лишь когда мультиплатформу начали делать именно под PS3, а затем уже портировать код на X360. В целом же, мощь CPU PS3 не была раскрыта в мультиплатформе, как собственно и мощь процессора X360 (игры точили под одно общее ядро Cell, а не 3 ядра Xenon).
 

Так что как видите, мощь консольных процессоров если и была раскрыта, то только в графических задачах (Emotion Engine и Cell). Врядли Zen 2 от AMD будет в них так же блистать, как специально разработанные чипы.

Что же до PlayStation 4, то её процессор (4 ядерный аналог на ПК) набирает в Geekbench 3 900 баллов на одно ядро и 2500 на 4 ядра. Для сравнения, Zen 2 на 3.6Ghz набирает 5000 на одно ядро и 35000-40000 на 8 ядер. То есть, одно ядро Zen 2 примерно как все 8 ядер у PS4 или Xbox One.

Но всё не так просто, данный чип имеет дополнительные модули для декомпрессии zlib, кодирования/декодирования видео и звука. Ещё GPU приставки был улучшен для общих вычислений GPGPU. Всё это разгружает CPU. Но опять таки, стабильный фремрейт с хорошей графикой мы видим в основном лишь в эксклюзивах. А 60 фпс вообще редкость. Судя по всему, при создании мультиплатформы GPGPU позволяет держаться такому слабому процессору хоть как-то на плаву, но никаких преимуществ не дает.


Так что с одной стороны, 8 ядер и 16 потоков это хорошо, а с другой, игры делают держа в уме три платформы, включая ПК, где 8 ядер есть мало у кого. Но на этот раз, разница в том, что не нужно заморачиваться со сложными архитектурами, со-процессорами, узко специализированными ядрами или GPGPU вычислениями, всем этим никто не умет пользоваться при создании игр, а на обучение уходят годы и ресурсы. В этот раз разработчики получат и без того мощнейший чип на очень простой и понятной каждому архитектуре.
 

Многим интересно сравнение 8 ядер у PS5 и ПК.

  • У PS5, как и у PS4 наверняка будут дополнительные чипы для:
  • Декомпрессии zlib
  • Звука вроде True Audio у PS4
  • Может для шифрования и скорее всего для глубинного обучения
  • GPGPU 100% серьёзно улучшат
  • У ПК будет выше частота и более мощные CPU со временем.
  • GPGPU позволит данному процессору конкурировать с более мощными чипами в будущем, но заморачиваться в этим будут как правило только в эксклюзивах.

 

Что же до прямого сравнения, то вот там такой факт, Fable для Xbox 2001 работал на немного урезанном по кешу Pentium 3 733Mhz. На ПК же он требовали минимум 1.4Ghz процессор. Jade Empire требовал минимум 1.8Ghz. Всё дело в оптимизации, Сони например до сих пор оптимизирует Jaguar (CPU PS4), AMD же на ПК версию данного чипа совсем забила.

Так что, то что будет заточено и использовать на полную CPU PS5, на ПК ввиду плохой оптимизации может требовать в 1.5-2-3 раза более мощного процессора. Если же у PS5 будет нейрочип (вроде тех, что ставят в смартфоны), то на ПК и вовсе может потребоваться апгрейд.
 

Получим ли мы 4К при 60 фпс?

Проблема в том, что простой переход до 4К требует четырёхкратного увеличения мощи GPU, при том, что графика будет такая же. Это плата за высокое разрешение, которое в полной мере смогут оценить лишь те, кто сидит от ТВ в 1-2 метрах (жертвуя диваном и удобством) при условии что у них большие панели.

Давайте сделаем простейший подсчёт :

PS4 игра, 1080p и 30 фпс. Что бы она пошла в 4K нужно увеличить мощь ГПУ в 4 раза. А потом, ещё в два раза чтобы было 60 фпс. Т.е в общей сложности нужна восьмикратная мощь GPU. При том, что графика по-сути останется прежней.

Так что нет, на нативные 4К и 60 фпс в ААА играх с ТОПовой графикой не рассчитывайте. Плюс если у консолей действительно будут ядра для рей-трейсинга, то это тоже может ударить про фремрейту (вспоминаем Control где активация лучшей просаживает фпс до 20-24 даже на GeForce 2080 Ti ценой в три PS5). Но потенциал рей-трейсинга неоспорим:

 

Но если Сони и Microsoft используют что-то вроде DLSS у Nvidia, т.е добавят аналог тензорных ядер у GeForce 20xx. То это позволит получить те самые 4К выиграв при этом в производительности до 2х раз (!!!). На ПК реализация DLSS бывает разной, от очень хорошей до ужасной. Но тут дело в оптимизации, с чем у консолей не будет проблем. До этого Сони уже использовала шахматный рендеринг, чтобы PS4 Pro могла тянуть псевдо-4К. Учитывая, что 95% консольщиков играет с 3-4 метров перед 42 TV, то особой разницы в чёткости они не заметят. Если там действительно будет аналог DLSS, то 60 фпс станут более частым гостем по сравнению с PS4. Так же не исключён 60 фпс режим в 1080p и 1440p.

Главное, что CPU тут уже совершенно точно не будет ничего боттлнечить. Такая же ситуация сейчас на ПК, где всё стало зависеть от GPU, а CPU стал важен лишь для 120-240 фпс.

Могут ли консоли получить 120 фпс? Думаю да. В 1080p и только для сетевых шутеров, файтингов и гонок. По-слухам Microsoft хочет сделать упор именно на 120 фпс. Хоть таких ТВ на рынке не много, может 0.0001% от всей базы игроков. На ПК с этим дела обстоят гораздо лучше и 120-240Hz мониторы доступны каждому киберспортсмену.

 

Выводы просты – это лучший CPU из возможных. Мощный, с большим запасом, лёгкий для разработчиков, 7нм... После PS4, где во многих играх было 20 фпс это очень большой прогресс. Теперь дело за GPU, и последние GPU Navi на ПК совершенно не впечатляют, надеюсь у консолей будет более мощный, кастомный чип, AMD это может (пример Xbox 360, GPU которого превосходил PC чипы того времени по гибкости и имел 10мб быстрого видеокеша).

Комментарии (99 Комментариев)